Что такое система FBW (fly-by-wire)?

Что такое система FBW (fly-by-wire)?

Продолжаем рассказ о крылатых машинах будущего. В прошлой статье Вы узнали о проектах создания микроскопических летательных аппаратов (кликабельно). Сейчас мы поговорим об авиации более привычных размеров и узнаем о том, как компьютеры на борту современных самолетов делают управление воздушным кораблем легче и безопаснее.

Впервые настоящий электронный мозг на борту пассажирского самолета появился 25 лет назад. Тогда на широкофюзеляжном лайнере А320 была установлена система FBW (fly-by-wire system). Это сокращение трех английских слов на русский язык переводится как «управление полетом по проводам». Что это значит?

Для того, чтобы самолет мог набирать высоту, снижаться или поворачивать пилоту необходимо изменять положение подвижных частей крыльев и хвостового оперения — рулей высоты и рулей направления.

Что такое система FBW (fly-by-wire)?Раньше штурвал в кабине пилотов был связан с рулями механически — при помощи металлических тросов. Теперь рули поворота и высоты поворачиваются электромоторами, команды к которым подаются из кабины пилотов по проводам в виде электронных сигналов. Надежность такой системы контролируют компьютеры. На борту А320 таких компьютеров было пять, причем участвовала в управлении только часть из них. Остальные компьютеры оставались «в запасе». Электронный мозг самолета давал экипажу полную информацию о ходе полета и о работе всех узлов самолета, а также сигнализировал о неисправностях. Человеку оставалось лишь принимать решения.

Теперь система «управления полетом по проводам» установлена на большинстве современных гражданских и военных самолетов. Благодаря тому, что в конструкции лайнеров больше не используются тяжелые тросы, появилась возможность облегчить всю конструкцию, что в авиации немаловажно. По-другому стала выглядеть и кабина пилотов. Громоздкую систему ручного управления теперь заменяет нечто вроде джойстика для компьютерных игр, а приборные доски уступают место цветным экранам компьютерных мониторов.

Управление пассажирскими самолетами, какой бы хитроумной техникой их ни насыщали, наверное никогда не будут полностью доверены электронике. А вот для целей военных, разведывательных, исследовательских или, например, для тушения лесных пожаров вполне подойдут беспилотные самолеты-роботы.

самолет "Глобал Хоук"

Американский разведывательный самолет «Глобал Хоук» - хороший пример крылатой машины, полностью управляемой искусственным интеллектом. Подобно хищной птице этот самолет-робот парит над заданной территорией и своим острым электронным глазом фиксирует все, что происходит внизу, на земле. «Глобал Хоук» может подниматься на высоту 20 километров (для сравнения — обычные пассажирские лайнеры летают на высоте примерно 10 километров) и находиться в воздухе почти сутки — 22 часа. При этом люди, управляющие самолетом, находятся на наземной базе, а информация с самолета поступает по спутниковой связи на экраны их мониторов.

самолет "Глобал Хоук"Разведывательный самолет-робот «Глобал Хоук» имеет внушительные размеры. Размах его крыльев — 35, 4 метра. В самолете нет пилота, машина управляется с наземной базы по спутниковой связи.

Вместо кабины пилота в носовай части самолета располагается антенна для связи со спутником.

Шасси самолета убираются внутрь фюзеляжа.

Работой турбовинтового двигателя тоже управляет компьютер.

Видеокамеры, установленные на самолете, наводятся на цель с помощью хитроумной оптической системы. С двадцатикилометровой высоты они могут «рассмотреть» на земле предметы размером 30 сантиметров.

Что такое система FBW (fly-by-wire)?

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Изобретения, самолет, Технологии

Еще нет комментариев

Добавить комментарий