Чьи танкеры были первыми?

Чьи танкеры были первыми?

«Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года — писали в конце XIX века братья Артемьевы,- и видя неудобства в перевозке такого важного и полезного для экономики страны продукта, мы попытались приложить к этому делу такой тип судна, в котором нефть могла бы перевозиться без помощи бочек». Перевозка тогда была и правда делом хлопотным. Возили «черное золото» в больших деревянных бочках, которые грузчики и каботажники закатывали на баржи. Поразмыслив, братья сперва решили, что неплохо было бы увеличить сами контейнеры. И в 1873 году установили на своей парусной шхуне «Александр» нефтяную цистерну, которую заполняли с помощью ручного насоса. Заливать баржу приходилось почти сутки (только в 1878 году братья начали применять паровой насос, подававший 64 т продукта в час). Операция эта, с точки зрения других судовладельцев, выглядела смешно, однако в конце сезона, когда пришло время подсчитывать барыши, настал черед смеяться братьям Артемьевым. За то время, когда другие перевозчики сделали шесть нефтяных рейсов, их «Александр» успел сделать восемь. Вскоре братья оснастили подобными цистернами все восемь принадлежащих им судов, крупнейшее из которых — шхуна «Елизавета» — способно было сразу принять на борт более 500 т груза. Кроме «танков» (tank — «цистерна», англ.) они приспособили под налив нефти и грузовые трюмы. Вверх по Волге от Каспия их суда шли под завязку заполненные нефтепродуктами, а после разгрузки трюмы выстилали камышом и загружали сухими грузами, которые везли уже вниз по течению, в морские порты.

Чьи танкеры были первыми?

Парусная шхуна «Александр».

Кроме первенца «Александра» в их наливной флот входили суда «Россия» (216 т), «Змея» (120 т), «Север» (224 т), «Союз» (230 т), «Елизавета» (513 т), «Волга» (320 т) и «Два братша« (240 т).

Интересный факт. На российское нефтеналивное ноу-хау американские перевозчики ответили в конце XIX века своим национальным изобретением — металлическими 159-литровыми квадратными бочками. Такие бочки можно было поставить ка борту более компактно. Впрочем, технология эта быстро ушла в прошлое, а от квадратных бочек осталось только слово «баррель» (barrel — бочка), используемое сегодня как мера объема нефтепродуктов.

Трудности перевоза

Как ни странно, опыт Артемьевых другие купцы перенимать не спешили. Напротив, на все попытки властей внедрить передовую технологию нефтеперевозчики отвечали вежливым молчанием. «Вы просили меня обратить внимание местных судоходцев на выгодное дело для перевоза керосина наливом,- писал в своем ответе Императорскому обществу содействия русскому торговому мореходству, старательно продвигавшему артемьевское начинание, заведующий Николаевским мореходным классом Криницкий- Я, к сожалению, должен сообщить вам, что мои хлопоты не увенчались успехом». Единственным человеком, почуявшим новую выгоду, оказался французский консул Боне. Прагматичный европеец немедля построил для перевозки нефти из Новороссийска судно «по системе господина Артемьева».

Однако постепенно идея, как говорится, начала овладевать умами. И неповоротливые российские купцы, поддавшись влиянию технического прогресса, начали строить свои деревянные танкеры. Пример им подал нижегородский первой гильдии купец Виктор Рагозин (см. интересный факт). Он не стал устанавливать на борт своей деревянной баржи металлическую цистерну, а полностью переоборудовал трюм под налив нефти. Убедившись в экономической выгоде этого решения, купец быстро зарегистрировал у себя в Нижнем «Товарищество по строительству нефтеналивных шхун „Каспий”». Которое и стало выпускать первые в мире танкеры. Пока деревянные.

Интересный факт. Виктор Иванович Рагозин (1833-1901) был не только удачливым купцом, но и талантливым инженером. Выпускник физико-математического факультета Петербургского университета, он довольно успешно совмещал науку с практикой. Кроме судостроительной верфи купец построил несколько заводов по выработке машинных масел — олигонафтов. Масло на них делалось из мазута по разработанной лично Рагозиным технологии. Качество его было настолько высоким, что, несмотря на троекратное превосходство в цене, оно пользовалась большим спросом, чем дешевые американские суррогаты. В 1880 году Петербургский технологический институт присвоил купцу Рагозину почетное звание — инженер-технолог.

Чьи танкеры были первыми?

Танкер «Зороастр».

Чьи танкеры были первыми?

Танкер «Зороастр».

Нобелевский флот

Деревянными они оставались потому, что транспортные суда с металлическим корпусом во второй половине XIX века еще были диковиной. Поэтому для постройки своего первого металлического танкера «Зороастр» российско-шведские предприниматели братья Нобели: Роберт, Людвиг и примкнувший к ним Альфред (учредитель одной из самых престижных в мире премий) — выбрали в 1877 год шведскую верфь.

Назвать Нобелей шведами довольно сложно, поскольку немалую часть своей сознательной жизни братья провели в России, куда их в 1842 год еще детьми вывез отец, Эммануэль Нобель. Старшему в ту пору едва исполнилось тринадцать, младшему не было и десяти. Россия им настолько пришлась по душе, что, когда снедаемый ностальгией Эммануэль в 1859 году решил вернуться на родину, дети пожелали отцу счастливого пути, а сами остались в «стране варваров». Где сначала подняли из руин Ижевский оружейный завод, а потом организовали нефтяной синдикат.

Чьи танкеры были первыми?

«Товарищество нефтяного производства „Братья Нобель”»

К концу 1870-х годов «Товарищество нефтяного производства „Братья Нобель”» было уже одним из крупнейших в мире и успешно соперничало за рынки сбыта с таким гигантом, как рокфеллеровский Standard Oil. Следом за «Зореастром» братья построили целую флотилию танкеров, в которую входили металлические нефтеналивные суда «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней»…

Чьи танкеры были первыми?

Танкер Дарвин.

В середине 1880-х годов металлические танкеры стали строить и в России. Металлические нефтеналивные дебаркадеры, первый из которых был построен в Новороссийске, в России стали сооружать только после крупного пожара в Царицыне. Тогда при перекачке нефти сгорела огромная деревянная пристань. Да и все первые танкеры, от нефтеналивных барж братьев Артемьевых до шхун рагозинского товарищества «Каспий», тоже строились из дерева. Только в 1877 году братья Нобели пустили по Волге первый металлический супертанкер. Он брал в трюмы 240 т керосина и развивал скорость 10 узлов (18,5 км/ч). Экзотическое имя «Зороастр» корабль получил в честь легендарного основоположника религии огнепоклонников.

Технологию создания надежного отечественного супертанкера разработал гениальный российский инженер Владимир Шухов (читайте об этом, кликнув по ссылке). В 1885 году по заказу судовладельцев Баранова и Шитова он построил две баржи грузоподъемностью 640 т и 800 т. Суда были сравнительно маленькими — 70 м в длину и 10 м в ширину. Однако уже к концу века размеры российских танкеров выросли до 150-170 м в длину, грузоподъемность — до 1600 т.

Результатом внедрения в жизнь изобретение братьев Артемьевых стало резкое увеличение объема нефтеперевозок — со 160 млн т в 1874 году до 3,5 млрд т в 1894 году, то есть в 20 раз. А о самих братьев в нашей памяти почти ничего не осталось. Не сохранилось даже ни одной их фотографии. И если про первого брата, Николая Ивановича, мы еще знаем, что родился oн в 1833-м, а умер в 1896 году, то про Дмитрии Ивановича не помним даже этого.

Чьи танкеры были первыми?

Танкер Knock Nevis.

Современные танкеры

Современные танкеры — это уже не суда, а целые плавучие города. Самым большим из построенных на сегодняшний день кораблей считается спущенный норвежский супертанкер Knock Nevis, построенный в Японии. Его длина превышает 450 м, а грузоподъемность составляет 564 тыс. тонн. Следом за ним по величине идут самый большой пассажирский лайнер Queen Магу 2 (345 м, 150 тыс.т) и самый большой военный корабль — атомный авианосец США «Энтерпрайз» (323 м, 86 тыс.т). Для сравнения: первый в истории человечества корабль, Ноев ковчег, если верить библейскому описанию, имел 133 м в длину, 22 м в ширину, 13 м в высоту, а его водоизмещение составляло 14 тыс.т (примерно 522 железнодорожных вагона).

Чьи танкеры были первыми?

Танкер Knock Nevis в сравнении с небоскребами.

10 фактов о танкерах

1. Слово «танкер», обозначающее нефтеналивную самоходную баржу, происходит от английского слова tank — цистерна.

2. Первые танкеры и были кораблями, груженными цистернами. Современные же представляют собой одну цистерну длиной до 0,5 км и емкостью до 0,5 млрд л.

3. Первые танкеры не отличались высокой безопасностью. Самой известной аварией конца XIX века стал взрыв на нобелевском корабле «Елизавета». Виновником его оказался машинист насоса, попытавшийся осветить наполнявшийся трюм свечкой, чтобы узнать, дошел ли уровень керосина до конца насосной трубы.

4. Мировой танкерный флот сегодня насчитывает 3250 океанских судов.

5. Один день найма танкера обходится заказчику от $10 тыс. до $25 тыс.

6. 20% танкеров построено по уникальным, несерийным проектам.

7. 35% танкеров принадлежит крупным нефтедобывающим компаниям.

8. 50% действующих танкеров было построено более 20 лет назад.

9. 80% аварий на танкерном флоте происходит по вине человеческого фактора.

10. Опасно ли переправлять нефть по морю танкерами и факты об авариях,- читайте, кликнув по ссылке.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Артефакты, Изобретения, история, Люди, Нефть, техника, Технологии

Еще нет комментариев

Добавить комментарий