Кто задает вопросы?

Что нужно знать обывателю о телевикторинах?

Победоносное шествие телевикторин началось в США в годы Великой депрессии: на фоне всеобщего финансового краха людям приятно было осознавать, что есть место, где ум и способности могут быть оценены и поощрены материально. Первые телевикторины были клонами успешных радиопередач. В 1950-х годах жанр стал самым рейтинговым на ТВ. Викторины шли в прайм-тайм, и улицы в это время вымирали, уровень преступности падал. На пике популярности шоу «Вопрос за $64.000» ежевечерне смотрели 55 млн человек (все население США составляло 155 млн человек). В общей сложности (вместе с радиовикторинами) к концу 1940-х в США транслировалось около 200 игр на деньги.

Кто задает вопросы?

Кадры из шоу «Вопрос за $64.000″.

Каково же было разочарование обывателей, когда в середине 1950-х выяснилось, что победители викторин были подставными. Их неделями обучали, как держаться на экране, откровенно подсказывали ответы. Устроителям шоу требовались звезды — очаровательные, сексуальные, умные, достойные стать рекламными лицами фирм-спонсоров. (Revlon был спонсором викторины «Вопрос за $64.000» и за первые полгода трансляции на 54% увеличил продажу косметики и чулок.)

Скандал с подставными победителями оказался столь громким, что дело дошло до слушаний в Конгрессе. Были приняты специальные поправки в закон о СМИ, запрещающие организаторам как-либо влиять на исход телеигр. К тому же изменилась сама практика финансирования телевидения. Если раньше продюсер программы искал спонсора под конкретную передачу и этот спонсор полностью ее финансировал, то теперь продажей рекламы занялись каналы-вещатели.

Репутация quiz show была подмочена, и почти на десятилетие телевикторины вымерли как жанр. На смену им пришли вестерны и детективы.

Кто задает вопросы?

Кадры из шоу «The Price is Right».

Иногда они возвращаются

К середине 1960-х скандалы подзабылись, и телеигры потихоньку начали возвращаться. Теперь в них не задавали фантастически сложные вопросы и не раздавали умопомрачительные призы. Если в «Вопросе за $64.000» разыгрывалась сумма, которая позволяла полжизни не работать (стенографистка тогда зарабатывала $55 в неделю), то теперь награждали мелкими бытовыми приборами, а вопросы были нарочито простыми. Участники демонстрировали не знания, а скорость реакции и везучесть. Самый яркий пример — шоу The Price is Right, которое появилось на экране в 1972 году и с относительным успехом идет по сей день. Публика угадывает цены на предлагаемые товары и участвует в состязаниях на удачу вроде бросания игральных костей. Удивительно, но формат шоу был куплен восемнадцатью странами, в том числе Великобританией и Австралией.

Кто задает вопросы?

Заставка шоу «Wheel of Fortune».

Во что играет Америка?

Возрожденные в новом виде телевикторины не смогли вернуть былую славу и стать столь же легендарными, как их предшественники. В Америке они и сегодня остаются скорее аутсайдерами, чем лидерами телеэфира. Популярными можно назвать две игры: Wheel of Fortune (наш аналог — «Поле чудес») и Jeopardy! («Своя игра»). Относительно высокий рейтинг у «Кто хочет стать миллионером?» и у «Войны семей» (Family Feud, российский аналог носил название «Счастливый случай»). Стоит отметить, что эти шоу стали хитами вопреки обстоятельствам — изначально продюсеры не делали на них ставку, отводя им «мертвое» дневное время или глубокую ночь.

Кто задает вопросы?

Кадр из шоу Jeopardy!. Выпуск со звездами.

Большее распространение в США получили форматы game show (разнообразные «свидания вслепую», состязания прикладного характера и т.п.). Пальму первенства в quiz show захватила Англия. Большую часть форматов телевикторин, которые затем воспроизводятся по всему миру, придумывают именно там.

Англия подхватывает падающее знамя

В Великобритании родились «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Такси» (Cash Cab), «Народ против». Правда, не везде в мире они столь же успешны, как на родине. Возможно, дело в специфическом английском юморе, который не всем доступен.

Кто задает вопросы?

Кадры из российской версии шоу «Слабое звено».

Английское «Слабое звено» появилось на канале ВВС в 2000 году, затем формат продали в 28 стран. В большинстве из них викторина провалилась. Как в России она не стала долгожителем, так и в США протянула всего год. Первый американский выпуск Weakest Link вышел в апреле 2001-го на NBC и поначалу пользовался немалой популярностью, но после событий 11 сентября 2001 года людям стало противно смотреть, как игроки топят друг друга. Рейтинги катастрофически упали, и вскоре программа погибла. Шоу испортило репутации и загубило карьеры множества актеров и телеведущих, бравшихся его вести. Пока «Слабое звено» продолжают смотреть в самой Англии, а также в Мексике, Польше, Франции. В Гонконге ведущую пришлось сделать добрее — и это спасло программу.

Кто задает вопросы?

Кадр из популярного российского шоу «Поле чудес».

Что приживается в России?

Россия уже пересмотрела большую часть международных quiz show. Мы оказались похожи скорее на американцев, чем на англичан. У нас с успехом идут «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра» — только эти три телевикторины входят в первую сотню самых популярных в России передач. И точно так же, как в США, не очень популярны у нас суровые шоу «Алчность», «Фактор страха», «Русская рулетка», «Кресло» и «Слабое звено». А долгожитель «Что? Где? Когда?» потерял прежнее очарование. Пик успеха этого шоу пришелся на годы застоя (аналог американской Великой депрессии): советским зрителям тоже приятно было осознавать, что эрудиция хоть где-то востребована. Сегодня, на российском телевидении лучше всего приживаются те quiz show, в которых вопросы просты, а ведущие благожелательны и добры. Телеигра должна быть аналогом сказки, героя приласкают, одарят и с почетом отправят домой. Тогда на месте счастливчика захотят оказаться многие.

Интересный факт. Несмотря на многократную проверку ответов, ведущие подчас не засчитывают правильные ответы и, наоборот, принимают ошибочные. Забавный случай произошел как-то в игре «Слабое звено». На вопрос: «Кто совершил 12 знаменитых подвигов?» — игрок ответил: «Геркулес». Ведущая Мария Киселева со свойственной ее образу интонацией палача сказала, что игрок совершил ошибку: правильный ответ — Геракл. Ее не успели предупредить, что это одно и то же: греческого героя Геракла римляне называли Геркулесом.

Кто задает вопросы?

В Японских телепередачах — своя атмосфера.

В Японии своя атмосфера

Никто не сравнится с организаторами японских телевикторин. Они выбрали совершенно особый путь. Если в европейских и американских играх участников стимулируют только «пряником» — денежным выигрышем и различными подарками, то японцы практикуют наказания проигравших, причем придумывают особо изощренные экзекуции. Например, в одном шоу неправильно ответивший на вопросы игрок поплатился тем, что его мать погрузили в кучу протухшей рыбы. В другой игре проигравших наказывают, забрасывая их без денег и транспорта в какой-нибудь отдаленный район. Однажды пару таких «счастливчиков» высадили аж в Арктике и для полного издевательства предложили выпить пива на льду. В шоу Strip Questions женщина отвечала на вопросы, стоя обнаженной за стеклом, заклеенным бумажными полосками. После каждого неправильного ответа одна из полосок исчезает.

Кто задает вопросы?

А судьи кто?

Обилие телевикторин свидетельствует о девальвации интеллекта в обществе, его невостребованности за пределами ТВ. Масс-медиа выступают как компенсаторный механизм, поддерживающий самоуважение публики. Ведь телевикторины смотрят не для того, что-бы поразиться знаниям других, а для того, чтобы убедиться в собственном интеллектуальном превосходстве. А каковы психологические приемы, применяемые в отношениях участников шоу? При всем кажущемся разнообразии типы ведущих и зрителей повторяются, воспроизводя традиционные модели.

Мефистофель — Фауст

Где: «Цена удачи», «Сделка?!», телеигры с Николаем Фоменко, «Следующий!», «Алчность», «Лжец».

Ведущий искушает, провоцирует игрока на риск, разжигает в нем алчность, коварство и иные не са-мые лучшие проявления человеческой натуры. А потом сам же обвиняет игрока в моральной неустойчивости, стыдит, высмеивает.

Страдающий умник — глупые обыватели

Где: «Поле чудес», «Угадай мелодию!», «Сто к одному».

При внешней, даже нарочитой благожелательности ведущий показывает, как его поражают наивность и культурная ограниченность простых людей. Подтрунивая и посмеиваясь над игроками, он принимает как должное их восхищение его умом.

Учитель — ученик

Где: телевикторины «Умницы и умники», «Самый умный», «Что? Где? Когда?».

Ведущий в образе учителя пытается выглядеть непогрешимым, обладающим абсолютным знанием не только в области наук, но и в морально-этическом плане. Отношение к игрокам — снисходительно-покровительственное.

Старший брат — младшие родственники

Где: «Кто хочет стать миллионером?», «Такси», «Своя игра», «Алло, ТВ!».

Ведущий знает чуть больше среднего игрока, что и демонстрирует, как типичный старший брат. Но не претендует на моральное превосходство и даже переживает за игрока, находясь с ним как бы «по одну сторону баррикады».

Садист — мазохист

Где: «Слабое звено», «Русская рулетка», «Фактор страха», «Кресло».

Этот тип ведущего встречается в играх, которые предусматривают некое физическое или психологическое давление на игрока. За ошибки ведущий наказывает игрока, демонстративно унижает его. При этом оба осознают, что это всего лишь игра.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Интеллект, история, Телевидение, Факты

Еще нет комментариев

Добавить комментарий