Что принесла мультипликационная революция?

Что принесла мультипликационная революция?

На наших глазах произошла форменная мультипликационная революция. В то время как блокбастеры для взрослых становятся все более «чудесными», мультики демонстрируют поразительное трезвомыслие. «У тебя конфликт с отцом, вам надо это обсудить!» — советует уточка Ути-Пути своему другу цыпленку Цыпе. «Ты должен стать членом нашей семьи!» — так Фиона мотивирует Шрека на визит к родителям. А он отвечает: «Я что-то пропустил этот пункт в брачном контракте!» В «Мадагаскаре жираф Мэлман дарит зебре Мартин свой «первый ректальный градусник». Интересно, понимают ли дети, почему после объяснений Марти, успевший засунуть прибор в рот, начинает плеваться? А вполне взрослые разговоры о цене недвижимости в «Лесной братве»? А все эти намеки на маленькое достоинство лорда Фаркуада — главную причину того, что он построил себе такой высокий, фаллосоподобный замок?!

Лорд Фаркуад - один из второстепенных героев мультфильма "Шрек", злой и смешной.

Лорд Фаркуад — один из второстепенных героев мультфильма «Шрек», злой и смешной.

Секс, деньги, фобии, фрустрации, сложные проблемы — если так пойдет, скоро Микки Маус станет похож на героя Кевина Спейси из фильма «Красота по-американски»: будет страдать от кризиса среднего возраста, курить травку и мечтать о сексе с несовершеннолетней.

Целевая аудитория

«Уолт Дисней делал фильмы для ребенка, который есть в каждом взрослом. Мы делаем фильмы силами взрослых и для взрослых, а также для детей, которые хотят поскорее вырасти»,- так формулирует новую анимационную «мантру» Джеффри Катценберг, глава студии DreamWorks.

Еще в 90-ых Катценберг был исполнительным продюсером «Короля-льва» — самого кассового традиционного рисованного диснеевского мультика, собравшего в прокате более $600 млн в первый год проката. Через год, в 1995-м, студия Pixar выпустила первый полнометражный ЗD-мультфильм «История игрушек»: он получил «Оскар» и стал самым кассовым фильмом года ($360 млн). И хотя в «Истории игрушек» были некоторые «звоночки» (там, например, впервые показали патологически жестокого ребенка, вивисектора игрушек), о наступлении новой эры в анимации никто не заикался. Рисованные «Покахонтас» и «Горбун из Нотр-Дама» принесли денег немногим меньше — $350 и $330 млн соответственно. Компания Walt Disney Pictures переживала расцвет — как сейчас ясно, не последний, но рисованные мультфильмы с того времени стали терять популярность, и вскоре в студии Дисней перестали их выпускать. Переквалифицировавшись на 3D мультфильмы, Disney Pictures собрала только с мультфильма про робота ВАЛЛ·И — $521 млн.

Мультфильм "Король лев" собрал $987.483.777 из которых 6,5 млн на показах в России.

Мультфильм «Король лев» всего собрал $987.483.777 из которых 6,5 млн на показах в России.

На руинах

Полнометражная компьютерная анимация в любом случае стала бы продуктом и для детей, и для взрослых. Во многом это вытекает из технологии производства. К тому же нельзя было игнорировать опыт «Симпсонов», «Губки Боба», «Южного парка» — мультфильмов, которые создавались для взрослых, но стали культовыми и у детской аудитории. Но была и еще одна скрытая пружина: компьютерная анимация развивалась в острой полемике с диснеевским наследием.

В середине 1990-х Disney был лидером в производстве полнометражных мультфильмов, но несколько фатальных событий за несколько лет повергли студию в кризис. В 1994-м в авиакатастрофе погиб президент Фрэнк Уэллс. Два других топ-менеджера Майкл Айснер (CEO компании) и Джеффри Катценберг (глава кинопроизводства) не смогли работать вместе, и последнего со скандалом выгнали. В погоне за быстрой прибылью Disney сосредоточился на выпуске дешевых сиквелов, которые подорвали доверие к бренду. Новинки же — опресненные, подогнанные под шаблон — проваливались в прокате или приносили прибыль ниже ожидаемой. Сентиментальная диснеевская интонация «достала» всех. Так с небосклона исчезло солнце, но зажглись три яркие звезды: Pixar, DreamWorks и Blue Sky — создатели ЗD-мультфильмов. Идеологом новой анимации стал Джеффри Катценберг, а программным произведением — «Шрек» (2001). Катценберг говорил, что это был самый рискованный проект его жизни — сказка наоборот, сложная, полная сатиры и иронии, на первый взгляд — совершенно не для детей. «Но у меня было чувство, что современные дети не так наивны, как нам кажется».

Что принесла мультипликационная революция?

Джеффри Катценберг.

Интересный факт. Джеффри Катценберг прославился в 24 года, будучи замешан в финансовом скандале в ходе выборов мэра Нью-Йорка. Официальных обвинений ему не предъявили, и Катценберг ушел в шоу-бизнес. Он был продюсером хитов «Кто подставил кролика Роджера» и «Король-лев». Уволенный из компании, он в 1999 году через суд добился компенсации в $250 млн.

Что принесла мультипликационная революция?

Мультипликационный цикл «Ледниковый период» рассказывает о приключениях обитателей Земли плейстоцена. Интересно, что создатели мультфильма пошли дальше и перенесли героев в мир динозавров…

Под каким соусом?

«Только не мертвую девку ко мне на стол!» — кричит Шрек, когда гномы пытаются пристроить в его каморке хрустальный гробик с Белоснежкой. ЗD-анимация — антитеза диснеевской продукции. Та была эпичной и чересчур серьезной — нынешняя предпочитает сюжеты о мимолетном, о недолгом путешествии по Северу («Ледниковый период») или о знакомстве с родителями невесты («Шрек-2»). В диснеевских мультах конца века слишком много театральности и пафоса. В кадре могло быть сколько угодно зайчиков и обезьянок, но главным героем оставался человек с вечной песней I Want.

ЗD-анимация насквозь иронична: она ставит на пьедестал всякую мелочь — прирожденных актеров-опоссумов и воришек-енотов («Лесная братва»), очень любит рыб-пройдох («Подводная братва») и белок-хулиганов («Ледниковый период»). И даже если вводит положительного человекоподобного героя, то им оказывается зеленый людоед Шрек. И принцессу он находит себе под стать — толстую, с большими ушами.

Трудности технологии

Смысловые отличия ЗD-анимации от рисованной объясняются и технологией производства. В финале классического диснеевского мультика «Спящая красавица» две феи в пику друг другу окрашивают платье принцессы Авроры в голубой и розовый цвета. За считанные секунды платье меняет цвет раз двадцать. Чтобы просчитать этот трюк в трехмерной модели, нужен компьютер невероятной мощности и год времени. И движения внахлест, и смешные трансформации (на чем и строится юмор мультиков вроде «Тома и Джерри» и классической диснеевской продукции) в ЗD-анимации, конечно, возможны, но ценой невероятных технических усилий. При этом ЗD-мультфильмы гораздо реалистичнее рисованных. С помощью компьютерной графики можно создать фантастически красивые миры. Но их обитатели действуют по законам обыденной жизни. Поэтому и юмор современных мультиков приближен к реалиям нашего дня.

Компьютерные мультфильмы стали получать зрительский рейтинг PG, который предупреждает, что в картине присутствуют двусмысленности, недетские намеки и жесткая жаргонная речь. (В 1970-1980-е такое было невозможно, мультфильмы были или детскими, или исключительно взрослыми.) Этот ход оказался маркетинговым прорывом: привлечение семейной аудитории в несколько раз увеличило кассовые сборы.

Перспективы

Уже сегодня ежегодно на экраны выходят десятки разнообразных компьютерных мультфильмов. От каждого ожидают рекорда. Растут производственные бюджеты (они могут доходить до $125 млн) — увеличивается цена ошибки. В производство все сильнее вмешиваются менеджеры и маркетологи, ограничивая волю художников. Рисованные мультики уже в истории, наступила новая эра.

Интересный факт. Стив Джобс — один из основателей корпорации Apple. Его заслугой было внедрение на ПК графического интерфейса. В 1986 году после долгих сомнений он купил за $10 млн компьютерный отдел компании LucasFilm. Этот отдел и стал студией Pixar. Первоначально там собирали компьютеры и делали программное обеспечение, но постепенно сосредоточилась на ЗD-графике и анимации. 10 лет Джобс не мог вернуть инвестиции и уже хотел распродать Pixar по частям, но тут случился оглушительный успех мультфильма «История игрушек». Pixar стал акционерным обществом. В 2006 году за $7,4 млрд (!) Джобс продал контрольный пакет студии Disney. Многие, правда, считают, что Disney переплатил.

Отечественный мультипликационный цикл «Три Богатыря» рассказывает о приключениях Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Отечественный мультипликационный цикл «Три Богатыря» рассказывает о приключениях Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

В России

В 1950-1980-е студия «Союзмультфильм» была самой большой в Европе. Любовь к советским мультикам объединяет миллионы людей на постсоветском пространстве. Сегодня ежедневно на экранах можно увидеть такие популярные проекты, как «Маша и Медведь», «Смешарики», а в кино с завидной периодичностью выходят «Три богатыря» от киностудии «Мельница». Забавно, но «Три Богатыря» хоть и 2D мультик, но нарисован с применением компьютерной графики, так сказать дань старым традициям.

История развития мультипликации

Что принесла мультипликационная революция?

Кадр из мультфильма про Кота Феликса.

1920-1930-е

Кот Феликс был придуман в 1919 году и поначалу звался Томом. Лишь в третьем мультфильме его окрестили Феликсом — счастливчиком, Персонаж обыгрывал темы «сухого закона», создания профсоюзов и даже гражданской войны в России. Феликс стал самым знаменитым мультперсонажем немой эры.

Что принесла мультипликационная революция?

Кадр из мультфильма про вредного кролика Багз Банни.

1940-е

Багз Банни был скопирован с диснеевского зайца Макса из мультфильма «Заяц и Черепаха» (1935), в чем позже признался один из бывших режиссеров студии Warner Bros. Фрэнк Ташлин. Публике было все равно. Про циничного зайца сделали 170 короткометражек. После войны он был популярнее Микки Мауса.

Что принесла мультипликационная революция?

Кадр из мультфильма «Розовая пантера».

1960-е

Розовая пантера — «самый крутой кот Голливуда»: элегантный, обходительный, невозмутимый, не говорит ни слова. Это была пародия на Джеймса Бонда. Фриц Фрилинг делал фильм с учетом взрослой аудитории. В 1964-м «Пантера» получила «Оскар». Сериал про Розовую пантеру растянулся на 20 лет.

Что принесла мультипликационная революция?

Львенок Симба, он же Король лев.

1990-е

Львенок Симба из «Короля-льва» — символ поколения яппи. История про то, как лишенный трона наследник вырос, возмужал и вернул себе власть, укрепив королевство, в чем-то перекликалась с историей молодых менеджеров Disney, в конце 1980-х давших вторую жизнь огромной корпорации.

Что принесла мультипликационная революция?

Кадр из мультфильма «Губка Боб Квадратные Штаны».

2000-е

Губка Боб-Квадратные штаны появился на канале Nickelodeon в 1999-м. Его придумал бывший зоолог Стефан Хилленбург. Губка Боб стал любимцем детей и кумиром гомосексуалистов (так как дружит с мальчиками): он неамбициозен, глуповат и обладает поразительными коммуникативными способностями.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: IT, Дети, Искусство, Маркетинг, Мультфильмы, Рекорды, Самые-самые

Еще нет комментариев

Добавить комментарий