Что сохранить до судного дня?

Что сохранить до судного дня?

Для сознания первобытного человека (а оно у всех народов было похожим) необходимость сохранения тела после смерти была очевидна. Об этом свидетельствуют и ритуалы племен, продолжающих жить родовым строем, и народные сказки. Обратите внимание, что сказочного героя, попавшего в загробный мир (представленный, например, царством Кощея) воскрешают отнюдь не вдыханием души, а манипуляциями с его телом — например, опрыскивая живой водой. В древних погребениях часто находят предметы, которыми умерший пользовался при жизни: лук, копье, веретено и т.д. Разве нужны они бесплотному духу? Он их и взять-то не сможет. Правда, первобытные люди не знали способов сохранения мертвого тела. Но они нашли выход: помещали в могилу глиняную куколку, символизировавшую умершего. Соплеменники были уверены, что в загробном мире она трансформируется в полноценную плоть. И только древние египтяне, открыв способ мумификации покойников, полностью реализовали мечту наших первобытных предков.

Что сохранить до судного дня?

Похороны первобытного человека.

Подсознательное наследство

В Античности представления о загробном мире изменились. Предки древних греков и римлян были скотоводами и поклонялись не земным, а небесным богам. Чтобы попасть в их мир, сохранять тело не требовалось: достаточно было кремации. Отсюда со временем возникло представление о том, что после смерти души существуют бестелесно. Правда, обращает на себя внимание одна нелогичная деталь античного погребального ритуала. Греки и римляне продолжали зачем-то помещать в колумбарии глиняные фигурки. Ученые объясняют это тем, что установки первобытного сознания не исчезли полностью, а ушли в глубины бессознательного, откуда продолжали и продолжают подспудно влиять на нашу психику. Вот почему во все времена люди, каким бы ни было их мировоззрение, неосознанно ищут способ законсервировать свою материальную оболочку или, по крайней мере, найти ей достойную материальную же замену.

Что сохранить до судного дня?

Колумбарий Древнего Рима.

На бога надейся, а сам не плошай

Даже в Средние века, несмотря на пренебрежительное отношение многих христианских богословов к телу как источнику греха, проблема сохранности бренных останков оставалась актуальной. Ведь, согласно Библии, душа существует без плоти только до Страшного суда. После Второго пришествия она должна вернуться в свое тело. Долгое время условием их благополучного воссоединения считалось сохранение костного остова, то есть скелета. Поэтому ортодоксальные христиане до сих пор не признают кремации. Многие не отдают себе в этом отчета, но нетленные мощи христианских святых современные люди, как и средневековые, воспринимают не иначе как наглядное подтверждение значимости плоти для жизни в загробном мире. Осознавая мощь этого бессознательного импульса и, собственно, не обладая аргументами «против», церковь вполне лояльно относилась к желанию именитых особ забальзамировать свое тело после смерти. А в наше время Ватикан сам активно включился в борьбу за тело. За последние 20 лет были мумифицированы более 40 кардиналов и епископов.

Парижские катакомбы

Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти 6 млн человек.

В XVIII-XIX веках, как правило, заспиртовывали сердце — символ жизни. Так сохраняли о себе память многие аристократические семьи Европы. Логика рассуждений Наполеона, Кутузова и Шопена, завещавших не хоронить свои сердца, оставив их потомкам, вряд ли известна кому-нибудь доподлинно. Но, скорее всего, как и большинство людей, они неосознанно хотели сохранить кусочек своего тела. На всякий случай.

Что сохранить до судного дня?

Бальзамирование у арабов.

Бальзамирование у арабов

Свой способ бальзамирования существовал и у арабов. Но, согласно Корану, умершего нельзя оставлять на поверхности земли, поэтому бальзамирование фактически сводилось к косметической подготовке тела. Труп подвешивали вниз головой, после чего через анальное отверстие внутрь вливали раствор соли с сильным антисептиком — клопоквинтой. Потом тело снимали, укладывали горизонтально и, давя на живот, очищали кишечник от раствора. И так до десяти раз. Затем, опять же через задний проход, в тело закачивали смесь из розовой воды, камфоры и экстракта алоэ. После чего проход закрывали пробкой. Снаружи тело натирали солью и ртутью и заворачивали в покрывало. Во все времена находились мусульмане, которые оплачивали более тщательную мумификацию и тайное захоронение в склепе. В любом случае арабский способ был менее совершенным, чем египетский: через несколько лет тело, даже покоящееся в склепе, начинало загнивать. Кроме того, такая мумификация почти не сохраняла лицо покойного.

Что сохранить до судного дня?

Бальзамирование у индейцев.

Бальзамирование у индейцев

Чтобы сохранить тела своих вождей, северо-американские индейцы использовали следующий метод: с трупа снимали кожу, а мясо сушили на солнце в течение месяца. Затем кожу надевали на остов и зашивали. Образовавшиеся пустоты заполняли песком. Сохранность лица здесь не имела значения: на вождя надевали погребальную маску.

Что сохранить до судного дня?

Бальзамирование у буддистов.

Бальзамирование у буддистов

Даже среди буддистов, считающих все материальное иллюзией, есть учителя, практикующие мумификацию своих тел. Они стремятся «стать Буддой в собственном теле», то есть достичь нирваны, не расставаясь со своей материальной оболочкой. Самыми известными монахами, которым это удалось, считаются Кукай (IX век), основатель японской мистической секты Сингон, и By Кхак Минь (XVII век) из вьетнамского монастыря Дук. Адепт, вставший на этот трудный путь, должен перейти на особую тысячедневную диету, при которой порции еды становятся все меньше и меньше и из нее исключаются питательные вещества. Тем самым организм монаха постепенно переходит на эндогенное питание, то есть начинает потребление собственных тканей. В конце концов подвижник буквально превращается в кожу да кости, так что гнить в его организме фактически нечему. Самомумифицированные тела буддийских монахов иногда встречаются в монастырях Дальнего Востока. Обследования показали,что их внутренние органы не тронуты тлением.

Жест отчаяния

В XX веке, при господстве материалистической философии, желание людей сохранить тело не только не ослабело, но многократно возросло. И это тоже объяснимо: при отсутствии уверенности в существовании бессмертной души единственный шанс на возрождение — не допустить исчезновения хотя бы части своей плоти. Возможностью сохранить собственное тело целиком обладали в первую очередь харизматические лидеры. Деятели меньшего ранга могли рассчитывать на сохранение мозга, заменившего сердце в качестве жизненного символа. Многие стали завещать свой мозг для научного изучения. Так поступили, в частности, Альберт Эйнштейн и Антуан Беккерель, французский физик. Обычно в таких случаях предпочитают говорить о желании в последний раз послужить науке, но, конечно, основным стимулом является подсознательная надежда на продолжение жизни. Именно с этой целью, не скрывая своего намерения, завещал тело известный американский артист Рассел Кроу.

Что сохранить до судного дня?

Борьба за тело

На самом деле возможности тех, кто желал увековечить собственное тело на протяжении последних 5 тыс. лет, были очень ограниченны. До XIX века лучшими мумиями считались египетские. Однако египетский способ мумифицирования был эффективен лишь на территории Северной Африки: песок и сухой воздух хорошо сохраняли там даже небальзамированные тела. В Европе климат более сырой, и как ни старались местные мастера, победить тление им оказалось не под силу. Сохранять удавалось только отдельные органы, помещая их в спирт. Серьезный шаг вперед был сделан лишь в 1830-х годах, когда итальянский аптекарь Джузеппе Трончини предложил использовать для бальзамирования мышьяк. Тела, забальзамированные его методом, не только не гнили, но и сохраняли эластичность. Слава Трончини гремела по всей Европе. За мумификацию кардинала Цурла изобретатель получил награду лично от папы римского. Однако вскоре от метода пришлось отказаться из-за опасности, которую он представлял для жизни бальзамировщиков (от отравления погибли пять человек). Когда же в 1893 году открыли формалин, сохранение тела перестало быть проблемой. Состав для мумификации тела Ленина, разработанный в 1924 году Владимиром Воробьевым и Борисом Збарским, оказался настолько удачным, что используется до сих пор. Это смесь формалина, глицерина и уксусного калия, которой наполняют кровеносные сосуды. Она сохраняет пластичность тканей и естественную окраску кожи.

Что сохранить до судного дня?

Надежда живущих

Современная наука всерьез говорит о возможности в ближайшие 50 лет разработать технологии, с помощью которых человек сможет возрождаться к новой жизни из биологического материала своего сохраненного тела. То есть возрождение станет буквальным — не в загробном мире, а здесь, на земле. Приберечь свои останки теперь можно не только с помощью мумификации. В 1967 году появилась возможность хранить тело в замороженном состоянии. Но если вы все-таки традиционалист, вам стоит обратиться в американскую фирму Sunmom. Заплатив $67 тыс., вы выберете понравившуюся вам технологию мумификации. За 10 лет по пути фараонов пошли 200 человек. Египетский миллионер Мохаммед аль-Файед оплатил собственную мумификацию. Стеклянный саркофаг с телом аль-Файеда будет храниться на его вилле под Парижем.

Замораживание обойдется дешевле

В институте крионики в США эта процедура стоит $28 тыс. Сейчас там пребывают более 1.000 человек, и 3 тыс. уже оплатили свое будущее замораживание. Среди них писатели Артур Кларк и Гор Видал, боксер Мухаммед Али. Впрочем, сохранить частицу себя можно и бесплатно. Достаточно обратиться к немецкому профессору Гюнтеру фон Хагенсу. Он делает из забальзамированных тел скульптурные экспонаты, которые ежегодно представляет на выставке «Мир мертвого тела». Несмотря на то, что этот вид искусства вызывает энергичные протесты общественности, более 3.5 тыс. человек уже заключили с профессором контракт. А можно соединить, как говорит приятное с полезным: завещать свое тело медицине в качестве материала для операций по пересадке органов. Не исключено, что человек, которому вы подарили часть себя, доживет до времен, когда наука сможет возродить вас полностью, сохранив ваши органы, можно сказать, в идеальном состоянии. Сейчас в мире по этому пути готовы пойти более 10 млн добровольцев.

Загадка княгини Синь Чжуй. В 1970 году в китайском городе Чан-Ша при строительстве дороги была найдена гробница, где покоилась мумия княгини Синь Чжуй, жившей 2200 лет назад. Мумия уникальна степенью сохранности. Ткани тела остались мягкими и эластичными, суставы сгибались, а кожа сохранила естественный цвет. Были целы и внутренние органы. Даже сосуды были наполнены кровью. Ученые выдвигали разные версии. Одни указывали на то, что глубина гробницы Синь Чжуй (12 м) обеспечивала все это время низкую температуру. Другие — на то, что тело покойной лежало в четырех саркофагах, загерметизированных жидким лаком и пятью тоннами угля. Однако эти версии мало что объясняли. После тщательного исследования на внутренней стороне саркофага были обнаружены следы неизвестного жидкого вещества, содержащего киноварь и ртуть. Что это была за жидкость, пока выяснить не удалось. Очень может быть, что именно благодаря ей Синь Чжуй долежала до наших дней почти в первозданном обличье.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Азия, Будущее, Древний Мир, Египет, Загадки истории, история, Люди, Смерть, Технологии

Еще нет комментариев

Добавить комментарий