изразец

Что такое изразец?

Приходилось ли вам видеть печи, облицованные глазурованными изразцами? Печки эти необычайно нарядные, словно книжки с картинками. Изображения выпуклые, рельефные. Здесь и всадники на конях, сказочные звери и райские птицы.

Все эти «картинки» выполнены из глины. «Изразец» происходит от слова «образец». Вероятно, с одной формы, одного образца изготовлялась целая партия одинаковых плиток. А может быть, слово это родилось от назначения изразца. В старину говорили «образить» — значит украсить. Глиняные изразцы служили для украшения печей и зданий.

По своей форме изразец похож на открытую коробку, на лицевой стороне которой находится рельефное, а иногда просто нарисованное изображение. С помощью резной деревянной доски рельеф оттискивали на сыром изделии. Бортиками коробки изразец крепился в кирпичной кладке.

Родиной глиняных изразцов, покрытых глазурью, считают страны Древнего Востока. На Руси их стали изготавливать во время строительства первых христианских храмов Киева.

После искусство строительной керамики было забыто на несколько столетий. Возродили его в XV веке.

Сначала плитки делали без глазури. Их обжигали, а после красные плитки белили известью. Постепенно изразцы становятся самостоятельным видом искусства. Появляются изразцы, покрытые разноцветной поливой. Они не пропускали дыма, легко мылись и были долговечными.

Наивысшего расцвета искусство изготовления изразцов достигло в XVII веке. Мастера владели многими секретами этого дела. Они знали, какую взять глину, как ее подготовить, как нанести узор, как приготовить глазурь для каждого цвета. Мастер был одновременно и художником, и гончаром, и химиком.

Поливу, или глазурь, готовили по специальным рецептам. Например, известен такой: «Возьми 5 фунтов свинцу, 1 фунт олова, 3 фунта самого чистого песку или голышей да 3 фунта соли». Чтобы полива не растекалась, края рельефного узора приподнимали, делая своеобразные ванночки.

Изразцы ценились очень высоко. Например, в XVII веке за один изразец платили столько же, сколько за полпуда соли, или же давали одного жирного гуся или тысячу огурцов.

Во времена Петра I в моду вошли гладкие белые с рисованным синим узором изразцы. Такие плитки увидел царь во время путешествия в Голландию.

Печные изразцы стали выпускаться на гончарных заводах, потому что рос спрос на эту продукцию.

В XIX веке в искусство изразцов внес большой вклад русский художник М. А. Врубель. Он создал майоликовые камины на темы русских былин, изразцовые печи, садовую скамью и большое керамическое панно «Принцесса Греза», которое до сих пор украшает фронтон фасада гостиницы «Метрополь» в Москве.

Вас это заинтересует:

Тэги: Древняя Русь, Искусство

Еще нет комментариев

Добавить комментарий