Как читать игру?

Как читать игру?

Футбольная культура Россия, по своему уровню, значительно отстает от Англии, Бразилии и Италии. К сожалению, это относится далеко не к показателям уровня команд, класса игроков и тренеров, и даже не к инфраструктуре. В развитых футбольных странах «культура боления» тоже выше. Российский болельщик реагирует на игру в грубой эмоциональной форме. Например, болельщик Англии может аргументировано объяснить, почему одна команда хуже другой, при этом не уступая российскому в эмоциональности. Ведь игру надо не просто смотреть, а читать.

Как читать игру?

Класс игрока

Как оценить вклад каждого отдельного футболиста в игру команды? Если вратарь сохранил ворота в неприкосновенности, а полевой игрок забил гол, то понятно, что они сыграли хорошо. А если нет? Да и как можно сравнивать игроков разных амплуа? По мнению преподавателя Высшей школы тренеров Бориса Чирвы, классный футболист отличается от «середняка» не столько умением обращаться с мячом, сколько грамотными перемещениями без мяча. Знанием, куда бежать, умением открываться для передачи, уходить от опеки. Отсюда парадоксальный вывод: для того чтобы определить уровень мастерства игрока, не надо смотреть на мяч!

Существует и статистическая методика оценки игры футболиста — подсчет технико-тактических действий (кстати, эта методика разработана в 1970-х годах в отечественном Институте физической культуры). По этой методике игра раскладывается на элементарные составляющие, а именно: передача мяча, перехват, отбор, игра головой, потеря мяча, ведение, обводка, удар по воротам, подача углового, штрафного, аут, офсайд. Это и есть технико-тактические действия (ТТД). Суммарное количество ТТД футболиста за матч определяет его вклад в игру команды. Чем больше ТТД за игру и чем меньше брака, тем лучше (эту же методику, суммируя показатели всех игроков, используют для заочного сравнения разных команд).

Имейте в виду, что в методике есть поправки на амплуа футболистов. Нормативы по ТТД для защитников и форвардов меньше, чем для полузащитников. А вот процент брака у защитников должен быть минимальным. В то время как для нападающих, которые вынуждены рисковать, обостряя игру, этот показатель не является определяющим. Можно, конечно, свести брак к минимуму, передавая мяч назад или поперек поля. Но при этом будет невозможно достичь главной цели игры в футбол — забить гол. Поэтому, например, Константин Бесков, использовавший эту методику в «Спартаке», добивался, чтобы соотношение пасов вперед к передачам назад и поперек поля было три к одному. Кстати, невыполнение этого норматива стало одной из причин странного на первый взгляд увольнения форварда «Спартака» Сергея Юрана в 1999 году. Игрок не выполнял установку тренера команды Олега Романцева обострять игру: опасаясь потери мяча, он чаще делал передачи назад.

Как читать игру?

Как определить расстановку игроков?

В ходе игры сложно определить расстановку игроков, поскольку футболисты постоянно перемещаются. Один из вариантов определения схемы игры команды — по расстановке игроков перед стартовым свистком. Но в этом случае возможны ошибки, поскольку у команды, разыгрывающей мяч, как минимум двое игроков стоят в центре поля, а у оппонирующей команды три-четыре футболиста располагаются на средней линии. Специалисты советуют определять тактическую схему, когда вратарь команды выбивает мяч от ворот. В это время игроки занимают позиции согласно тренерской схеме, а телекамера показывает общий план поля, на котором видно местоположение всех футболистов. При этом расстановку игроков оппонента определить нельзя, поскольку они подстраиваются под соперников.

Как читать игру?

Класс тренера

Если для болельщика умение читать игру желательно, то для тренера — обязательно. Существуют различные методики оценки командных действий: по временной стадии матча, по командным линиям и т.д. С точки зрения голландской тренерской школы, которую в нашей стране представлял Гус Хиддинк (главный тренер Сборной России в период с 2006 по 2010 гг.) и Дик Адвокат (главный тренер Сборной России в период с 2010 по 2012 гг.), игра разделяется на четыре значимые стадии: команда владеет мячом, соперник владеет мячом,- а также два переходных момента (от атаки к обороне и наоборот) — когда команда атаковала и потеряла мяч и когда команда сорвала атаку соперника и сама ведет атакующие действия (в двух последних случаях фиксируются первые пять-семь секунд, в течение которых строится атака). Анализ игры на этих стадиях дает тренеру информацию о том, получается ли у команды после отбора мяча организовывать быстрые атаки, насколько эффективно строится позиционное нападение или как футболисты играют в отборе мяча.

Определив слабое звено, главный тренер вносит в игру необходимые коррективы. Для этого у него два инструмента — замены и тренерские установки. Смысл замен определить просто: тренер выпускает игрока в ту линию (или вместо того игрока), игра которой (которого) его не устраивает. При этом замененный футболист не обязательно самый слабый в команде — он может быть принесен в жертву командной тактике. Правда, по мнению специалистов, замены — менее действенный способ влияния на ход встречи, чем установки тренера в перерыве матча. Замены носят более локальный характер: ими можно изменить игру на каком-то отдельно взятом участке поля. С помощью же установки можно поменять весь рисунок игры команды.

По мнению Бориса Чирвы, мастерство тренера определяется и тем, как он умеет построить оборону. Игра в обороне — на сто процентов игра тренера. То есть игра, отработанная на тренировках, без так ценимой болельщиками импровизации, когда обычно и совершаются ошибки. А вот в атаке соотношение импровизации в чистом виде к наигранным комбинациям примерно 50 на 50. На вдохновении игроки могут великолепно сыграть в атаке, но вдохновение не является величиной постоянной, и если его нет, в ход идут наигранные атакующие комбинации.

Интересный факт. Обратите внимание на то, как тренеры высокой квалификации наблюдают за матчем. Алекс Фергюсон стоит, Йохан Кройф, Жозе Моуринью сидят, Свен-Горан Эрикссон и Луи Ван Галь при этом что-то записывают в блокнот. Никто из них не выбегает к бровке, стремясь докричаться до игроков или судьи. Повлиять на ход матча таким образом невозможно. Это либо выплеск эмоций, либо игра на публику.

Как читать игру?

Класс команды

Было бы неправильно сказать, что чем больше комбинаций наиграно командой, тем лучше: тогда на отработку, шлифовку каждой отдельной комбинации уходило бы меньше времени. Если же их число невелико, комбинации можно затвердить до автоматизма.

Часто используемый комментаторами термин «поставленная игра» как раз и означает, что в действиях игроков прослеживается четкая логика, некий заложенный тренером алгоритм, который игроки регулярно пытаются воспроизвести на поле. Обратите внимание на то, что чем выше класс команды, тем легче проследить этот алгоритм.

Следите за передвижениями игроков. Перемещения футболистов классной команды (комментаторы используют термин «командное движение») можно сравнить с трансформациями амебы: игроки движутся по полю, изменяя форму «амебы», но практически не меняя ее плотности. Смещаясь в том направлении, где находится мяч, они сохраняют порядок внутри командных линий (защиты, полузащиты, нападения).

Мнение, что чем больше команда владеет мячом, тем больше у нее шансов забить гол,- распространенное заблуждение. На самом деле, считает Борис Чирва, в матчах примерно равных по классу команд (сравнивать игру заведомо неравных соперников некорректно, поскольку более сильная команда по всем показателям превосходит слабую) длительные розыгрыши мяча не гарантируют преимущества, выражаемого в голах. Напротив, зачастую продолжительный контроль мячом говорит не о превосходстве команды, а о ее неспособности провести результативную атаку. Анализ чемпионатов мира за последние 40 лет показывает: если команда в ходе атаки делает шесть-семь и более передач, вероятность забить гол сводится к минимуму. По тем данным, 80-85% всех голов забивается из штрафной площади. Отсюда следует, что класс команды определяется, скорее, не умением контролировать мяч, а способностью доставить его в штрафную площадь соперника. Чем чаще команда это делает, тем больше у нее шансов забить гол.

Как читать игру?

Интересный факт. Почти все современные команды используют метод зонной защиты: обороняющийся футболист отвечает за игрока, который оказывается в его зоне. При персональной опеке защитник становится «тенью» конкретного игрока и перемещается за ним по полю. Если в рядах соперника есть выдающийся форвард, используется смешанный тип обороны: одного из защитников персонально закрепляют за нападающим, остальные игроки обороны используют зонную защиту. Пример такой игры — матч Россия-Бразилия на чемпионате мира-1994, когда у защитника россиян Владислава Тернавского была только одна функция — нейтрализовать форварда бразильцев Ромарио.

Немного статистики. Неожиданные результаты дало изучение преподавателями ВШТ С. Голомазовым и Б. Чирвой зависимости забитых голов от числа передач, которые были сделаны до голевого удара. Оказалось, что чем больше передач, тем меньше вероятность забить гол. Больше половины всех голов забивается, когда перед нанесением удара по воротам делается от одной до пяти передач мяча, а при проведении атак, в которых выполняется шесть и более пасов, вероятность гола незначительна и примерно одинакова. Интересно, что примерно 15-18% голов забивается, когда перед нанесением голевого удара не совершалось ни одной передачи. То есть либо игрок забил гол, действуя индивидуально (5-7% голов), либо добил мяч, отскочивший от футболиста соперника или от самих ворот (10-13% голов).

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: советы, Спорт, Футбол

Еще нет комментариев

Добавить комментарий