Как эволюционировало кино?

Как эволюционировало кино?

Появлению кино мы обязаны двум главным открытиям. Первое открытие было сделано давным-давно. Еще в старину люди заметили, что если перед глазами человека быстро сменяются неподвижные картинки, на которых изображен один и тот же предмет или существо, только с небольшим смещением деталей рисунка, то возникает иллюзия движения. Лошадь перебирает ногами, птица машет крыльями, человек кивает головой. Поначалу этот эффект применялся в забавных игрушках вроде фенакистоскопа.

Фенакистоскоп

Фенакистоскоп.

Фенакистоскоп, созданный в 1832 году французом Жозефом Плато, состоял из двух дисков, расположенных на одной оси. На одном из дисков по кругу размещали картинки, каждая из которых изображала одну из фаз движения. В другом диске были сделаны вырезы точно по размеру картинок. Диск с картинками вращался, и если на него смотрели сквозь один из вырезов во втором, неподвижном диске, то наблюдали движущуюся картинку.

Клод Ньепс и его первый фотоаппарат.

Клод Ньепс и его первый фотоаппарат.

Второе важной открытие было сделано за 5 лет до появления фенакистоскопа. Соотечественнику Плато, Клоду Ньепсу удалось получить первую в истории фотографию. Чтобы отснять вид из окна, исследователю пришлось засвечивать покрытую светочувствительным составом пластинку в течение 8 часов.

Понадобилось еще примерно полвека для того, чтобы появилась идея создать движущуюся картинку не из рисунков, а из сделанных друг за другом фотографических снимков.

В 1873 году бывший губернатор Калифорнии Лилэнд Стэнфорд попросил фотографа Идуэрда Майбриджа помочь ему разрешить спор.

Спорящие никак не могли согласиться в том, отрывается ли лошадь от поверхности, когда скачет галопом, или в каждый момент хотя бы одна нога животного касается земли. Пять лет понадобилось Майбриджу, чтобы придумать, как запечатлеть движение галопирующей лошади. Наконец, в 1878 году решение было найдено.

Экспиремент Майбриджа

Экспиремент Майбриджа.

Изобретатель поставил в ряд 12 фотоаппаратов. Затвор каждой из них был соединен с веревками, которые были натянуты поперек дорожки. По ней и проскакала галопом лошадь, задевая копытами веревки и один за другим приводя в движение затворы. Получившиеся двенадцать снимков Майбридж вставил в специальный изобретенный им прибор – зопраксиноскоп, который позволил увидеть в скачущего коня в движении.

зопраксиноскоп

Зопраксиноскоп.

Следующий важный шаг по пути к современному кино сделал знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон и его помощник Лори Диксон. Поначалу они пытались приспособить для демонстрации движущихся картинок другое изобретение гениального американца – фонограф. Главной деталью фонографа был восковой валик, на котором в виде бороздки, проведенной иглой, записывался звук. Эдисон и Диксон попытались разместить на валике ряды крошечных фотоснимков, чтобы при вращении картинки сливались в некое подобие кино. Эксперимент закончился неудачей.

камера француза Этьенна Марэ

Камера француза Этьенна Марэ.

На следующий год во время поездки в Париж Эдисон познакомился с замечательной новинкой – камерой француза Этьенна Марэ.

Этьенн Марэфранцузский ученый-физиолог – всю жизнь интересовался движением живых организмов. Услышав об опытах Майбриджа, он стал конструировать различные приспособления, которые позволили бы ему запечатлеть движение в виде последовательных изображений. Одним из первых таких устройств стало фоторужье, которое правильнее было бы назвать фотопулеметом.

Вращающаяся в кассете круглая светочувствительная пластинка засвечивалась, проходя мимо отверстия «ствола», который был не чем иным, как фотообъективом. Снимки размещались вокруг центра фотопластинки. Таким образом Марэ удавалось делать двенадцать снимков в секунду.

Затем последовали и другие изобретения. В 1888 году Марэ создает настоящий прообраз кинокамеры. В ней используется гибкая прозрачная фотопленка, разработанная за три года до этого американцем Джорджем Истманомоснователем знаменитой фирмы «Кодак». Именно эта камера поразила воображение Томаса Эдисона.

Кинетоскоп.

Кинетоскоп.

В 1891 году Эдисон и Диксон патентуют свои изобретения – кинокамеру под названием «кинетограф» и первый настоящий прибор для просмотра кино – «кинетоскоп». Отснятая кинетографом пленка заправлялась в кинетоскоп, где она в виде закольцованной «петли» двигалась по сложной системе валиков. Пленку приводил в движение зубчатый механизм.

дырочки перфорации

Именно тогда впервые в истории на краю пленки появились дырочки перфорации. Их проделал в ленте Диксон, чтобы зубчатый механизм мог зацеплять пленку и двигать ее вперед. Чтобы увидеть эти первые кинофильмы приходилось наклоняться к аппарату и смотреть в специальный окуляр. Вскоре новое развлечение стало доступным жителям Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Правда фильмы, которые показывал кинетоскоп были очень короткими – всего несколько секунд – ведь вся «кинокартина» умещалась на одной закольцованной петле пленки, бежавшей внутри аппарата.

До создания настоящего кино оставался всего один шаг. И сделан он был вновь по другую сторону Атлантики. В 1894 году во Франции братья Луи и Огюст Люмьеры, владельцы фабрики по производству фотопластинок, решили дать свой ответ на модное заокеанское изобретение. При этом они вовсе не собирались копировать кинетоскоп Эдисона. Братьям удалось придумать кое-что получше. Еще с 17 века в Европе был известен так называемый «волшебный фонарь».

Что это такое? Примерно то же самое, что мы сегодня называем слайд-проектором. «Волшебный фонарь», честь создания которого иногда приписывается голландскому физику, математику и астроному Кристиану Гюйгенсу представлял собой простейшее устройство для показа на экране картинок, нарисованных на стекле. «Волшебный фонарь» состоял из корпуса – в нем помещалась свеча и стеклянный «слайд» – а также линз, которые фокусировали прошедший сквозь рисунок свет на экран. Экраном могла служить обычная стена и даже спина бродячего «фонарщика», который устраивал для публики свои «магические» представления. На этих «слайд-шоу» демонстрировались забавные сценки из жизни, а также всякая сказочная нечисть. Именно поэтому фонарь и получил название «волшебного».

Синематограф

Первый показ Синематографа.

Братья Люмьеры решили соединить давно известную забаву с новейшими достижениями американских конструкторов. То, что у них получилось, французы назвали «синематограф». Этот аппарат мог работать и как кинокамера, и как устройство для показа отснятых кадров на экране.

В 1895 году на заседании Общества в поддержку национальной промышленности братья показали свой первый фильм с весьма «романтическим» названием «Проходная завода Люмьеров». В течение нескольких секунд потрясенные зрители могли наблюдать, как в конце дня рабочие покидают фабрику, принадлежавшую первым в мире кинематографистам. Но какой бы обыденной ни была эта сценка, фильм Люмьеров стал настоящей сенсацией, а сами братья снискали лавры изобретателей кино. Правда, в Америке первенство чаще всего все-таки отдают соотечественникам – Томасу Эдисону и Лорье Диксону.

Так уже больше ста лет назад на свет появилось искусство, очаровавшее весь мир. Всем известно, что первые десятилетия своего существования кино было немым, однако идея совместить изображение со звуком родилась почти одновременно с самим кино. Уже в 1895 году неугомонный Эдисон сконструировал «кинетофон» – гибрид кинетоскопа с фонографом. Смотря на кинокадры сквозь окуляр кинетоскопа, зритель мог слышать музыку, записанную на вращающемся там же, внутри аппарата звуковом валике. В 1913 году прошел первый показ кинокадров на экране в сопровождении фонографа.

"синематограф" в России

Электрический театр (так называли синематограф) в России.

Однако проигрываемая на валике кинетофона звукозапись часто отставала от изображения или, наоборот, опережала его. Точно совместить звук с картинкой оказалось возможным только после изобретения в 1920 году пульсирующей звуковой дорожки.

Она наносилась прямо на кинопленку, и специальное устройство в кинопроекторе считывало с помощью луча света ее колебания. Первый настоящий звуковой фильм вышел на экраны в 1927 году. Это был мюзикл «Джазовый певец», в котором снялся американский актер Эл Джолсон, кстати, выходец из России. Разумеется, поклонникам кино хотелось, чтобы живая картинка на экране не только звучала, но и играла всеми красками окружающего мира. Эксперименты по созданию цветного кино начались всего лишь несколько лет спустя после изобретения братьев Люмьер.

Однако добиться хорошего результата оказалось не так-то просто. Качественные цветные фильмы стали снимать лишь в середине 30-х годов прошедшего века с появлением кинокамер системы «Техниколор».

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Изобретения, Искусство, Технологии

Еще нет комментариев

Добавить комментарий