Как обывателю сочинить популярный детектив?

Как обывателю сочинить популярный детектив?

Сочинение детектива — игра по правилам. Не выучил правила — не берись за перо. Следуешь им и при этом хоть на полшага опережаешь воображение читателя — значит, имеешь все шансы прилично заработать и даже прославиться. Ведь спрос на качественные детективы по-прежнему опережает предложение.

Как обывателю сочинить популярный детектив?

Наказание Кристи

Бывали случаи, когда от законов жанра отступали самые великие мастера детектива, но и им это не всегда сходило с рук. К примеру, Агату Кристи исключили из клуба детективных писателей за роман «Убийство Роджера Экройда», даром что британские читатели признали его лучшим произведением писательницы. Члены клуба постановили: Кристи ударила читателя ниже пояса — убийцей оказался сам рассказчик, описывающий события так, словно ему и невдомек, кто совершил преступление. А читателю, который на протяжении всего расследования верил рассказчику, в конце пришлось пережить сильнейший шок. Налицо грубое попрание одного из основных правил детектива: сыщик, расследующий преступление, ни в коем случае не должен сам оказаться преступником. Им должен быть некто, упомянутый уже в начале произведения и играющий заметную роль в происходящем. Введение злодея лишь под конец действия — такой же обман читателя, как, скажем, внезапное появление близнецов, которые на протяжении всего сюжета безупречно действовали как один персонаж.

Убийца должен быть в единственном числе, даже если в книге десяток трупов. Нежелательно запускать в детектив целую банду: в этом случае главный герой-сыщик лишится полноценного врага, качества достойного противника будут «размазаны» по нескольким персонажам. Да и трудно читателю следить за действиями сразу нескольких мориарти. При этом иметь сообщника убийце не возбраняется, но он должен выполнять лишь вспомогательную функцию. По той же причине нельзя вводить в детектив двух и более равноценных сыщиков. Помощники — другое дело. И Уотсон у Конан Дойля, и Гудвин у Рекса Стаута — милейшие люди, чье содействие в расследовании трудно переоценить. Но читатель интуитивно понимает, что, если эти ребята возьмут инициативу в свои руки, преступник останется непойманным. Читателю приятно, с одной стороны, осознавать, что он неплохо соображает, с другой — соревноваться лишь с одним человеком, а не с целым отрядом сыскарей.

Как обывателю сочинить популярный детектив?

Запрещенные приемы

Чтение детектива — это всегда состязание между читателем и сыщиком. Заинтересованный читатель, конечно, надеется первым выйти на след преступника. Но так или иначе они с сыщиком напарники, играют за одну команду, поэтому сыщику непозволительно скрывать найденные им улики от читателя. И главное: ключи должны идеально подходить к замочной скважине, то есть к разгадке истории. Грош цена детективу, в финале которого выясняется, что все улики подбрасывались лишь для поддержания интриги. То есть к развязке они не имеют никакого отношения и, более того, все проясняется, скажем, только благодаря экспертизе. Несчастный читатель и вообразить себе не мог, что существует чудо-яд, который убивает через год после попадания в организм. В приличном детективе преступниками не могут выступать сверхъестественные силы, инопланетяне, маньяки. Ведь поступки и мотивы этих существ не повод для детективного расследования. Мотив убийства вообще должен быть понятен читателю. Именно поэтому нежелательно вводить в сюжет сложный политический подтекст. Дело должно быть понятным, «домашним». Заметьте, действие самых лучших детективов чаще всего происходит в привычной для большинства читателей обстановке. Детали внешней среды не должны отвлекать читающего от главного удовольствия — дедукции.

В «правильном» детективе смерть не может оказаться результатом самоубийства или несчастного случая: такие приемы лишают детектив напряженности. Ну и, разумеется, немедленному выбрасыванию подлежит детектив, в котором сыщик узнает имя преступника на спиритическом сеансе или видит его начертанным в магическом кристалле.

Эти правила помогут вам написать свой первый детектив. А когда вы прославитесь на этом поприще, сможете позволить себе от какого-то из них отступить. Но только в том случае, если вы уверены, что эту вольность с лихвой компенсируете читателю гениальным сюжетом.

P.S. Известный английский теолог и сочинитель детективов Рональд Нокс разработал свод правил для этого жанра, которые свято чтились английским детективным клубом, основанным Гилбертом Честертоном. Одно из правил Нокса гласило: в произведении не должен фигурировать китаец. Требование справедливое, так как для европейцев той эпохи китайцы были тем же, чем для нас — инопланетяне.

Как обывателю сочинить популярный детектив?

Развитие событий

Действие детектива развивается быстро. Писатель не тратит время на всякого рода «лирические отступления»: длинные, не относящиеся к делу пейзажные зарисовки и душевные переживания героев. Все это лишь тормозит действие и понапрасну испытывает терпение читателя. Детектив не тот жанр, который требует кропотливой работы над портретом героя, детальной разработки характеров и судеб каждого из участников происходящего. Герои детективов — это, по сути, маски. Их образы просты: скряга, чудак, ходячая доброта, стерва, жулик. Ведь детектив — игра, а не поиски смысла жизни. Не стоит превращать детектив и в любовный роман. А если нежные чувства все же имеют отношение к преступлению, их описание не должно преобладать над основной сюжетной линией.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Культура, Литература, Психология, советы

Еще нет комментариев

Добавить комментарий