Как развивались телевизионные юмористические программы в России

Как развивались телевизионные юмористические программы в России?

Весной 2005 года на канале ТНТ стартовал юмористический проект — Comedy Club, основанный на живой импровизации. Его авторы и актеры — бывшие кавээнщики Гарик Мартиросян, Гарик Харламов и Арташес Саркисян. Прежде чем попасть на ТНТ, они три года давали живые концерты в московских клубах. Шутки на злобу дня, сочиненные по принципу «утром в газете — вечером в куплете» и к месту подперченные крепким непечатным словцом, приводили публику в восторг. «Мы не вымучиваем миниатюры,- говорил Харламов,- у нас нет надуманных тем. Мы шутим о том, что происходит вокруг, что смешно нам самим».

Меньше чем через год телевизионный вариант Comedy Club занял верхние строчки рейтингов юмористических программ, где находится и по сей день, разрастаясь все новыми проектами и резидентами программ. Уже в первый год своей трансляции, по данным TNS Gallup Media, он обогнал юмористических лидеров на тот период «Аншлаг» и «Смехопанораму». Судя по всему, зритель устал от «бешеных бабок», супругов Петросян, от простоватых, укорененных в быту телевизионных шуток.

Как развивались телевизионные юмористические программы в России?

Что было вначале?

Телеюмор во всех странах начинался в 1960-е со свободной импровизации перед камерой. Но в СССР прямые эфиры очень быстро исчезли, потому что даже в безобидном КВН, как вспоминала первая ведущая Светлана Жильцова, «проскальзывали острые моменты». Советский телеюмор пошел по пути строгой регламентации: литераторы писали репризы, потом их утверждал худсовет и по бумажке зачитывали артисты. Но даже при такой жесткой цензуре (а может, благодаря ей) любой юмористический скетч превращался в событие. Штепселя и Тарапуньку, Маврикиевну и Никитичну, Райкина и Хазанова знала и любила вся страна. Они высмеивали бюрократов и бракоделов, но зрители «читали между строк»: в стране бардак. На фоне победных реляций это звучало ошеломляюще смело.

Первый выпуск КВН - 1961 год.

Первый выпуск КВН — 1961 год.

А в это время за океаном…

На Западе юмористических телепрограмм немного. Как и в 1960-е, вершиной жанра остается импровизация в прямом эфире. Наибольшим успехом пользуются так называемые late night shows. Американские ведущие Дэвид Лэттерман, Деннис Миллер, Дэвид Крэйг — миллионеры и любимцы всей страны. Родоначальником программ был Джонни Карсон (1925-2005), который 30 лет, с 1962-го по 1992-й, вел Tonight Show на канале NBC. Его шутки могли изменить ход выборов. Его программа приносила NBC до 20% прибыли. В 1970- е он получал $30 млн ежегодно. Карсона до сих пор считают самой яркой звездой американского телевидения.

Другое популярное в США зрелище — Saturday Night Live. Оно идет на NBC с 1975 года и является одной из самых «долгоиграющих» развлекательных программ Америки. 90-минутное шоу транслируется в прямом эфире. Оно состоит из заготовленных ранее сценок, которые разыгрывают приглашенные комики и звезды. Темы самые разные, но они обязательно актуальные: социальная инициатива, свежая сплетня про звезду, очередной прокол Обамы.

Late night shows.

Late night shows.

Расцвет юмористического направления

В 1990-е на российском телевидении случился подлинный расцвет юмористического направления. Были программы на любо вкус: политическая сатира («Куклы», «Итого» late night show — «Добрый вечер» с Игорем Угольниковым, Saturday night live — «ОСП-студия», «СВ-шоу» с Веркой Сердючкой, программа «Городок» в стиле английского шоу «Монти Пайтон».

В 2000-е число развлекательных программ даже увеличилось, но все они, словно крестьянские дети, были подстрижены под один горшок — по «Аншлаг». Их девиз: вне политики — вне конкуренции. Они идут в записи, чтецы оглашают заранее написанные тексты. Ни один другой жанр не напоминает советское время живее, чем такого рода телеюмор.

В итоге, юмористы все-таки осознали, что без свободы и импровизации на телевидении не обойтись. На СТС были пущены два проекта. «Шесть кадров» — клон популярного на Западе скетч-шоу, знакомого нам по «Мистеру Бину». Короткие телеанекдоты на разные бытовые темы авторы подсматривают прям на улицах. Программа «Хорошие шутки» Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца аналогов за рубежом не имеет. В шоу соревновались две команды. Конкурсы заранее были известны лишь ведущим, поэтому участникам приходится импровизировать и с юмором выходить из тупиковых ситуаций.

Как развивались телевизионные юмористические программы в России?

Откуда ноги растут?

Программа Comedy Club также имеет свой прототип — эстрадно-театральный жанр stand-up comedy, когда актер выходит на сцену и начинает всех смешить. Текст выступления он, конечно, заранее написал и выучил, но публика кидает ему реплики, он на них отвечает — в общем, разговор далеко уходит от написанного. В России stand-up comedy хорошо известен благодаря Евгению Гришковцу и его спектаклю «Как я съел собаку». Но зарождалось направление в 1960-е в США. Артисты разговорного жанра со сцен маленьких клубов высказывались о вьетнамской войне. Поскольку способов критиковать правительство тогда было немного, жанр быстро завоевал популярность. Самый известный стендап-комик Ленни Брюс был вызы¬ающе неполиткорректен (но даже афроамериканцы ржали над его гэгами про ниггеров) и сквернословил со сцены (за что был дважды арестован).

Над чем надо смеяться?

Насмешки над властью — неотъемлемая часть телевизионного юмора. В США, например, даже такое сугубо светское мероприятие, как вручение «Оскара» (а быть ведущим этой церемонии — высшая честь для любого юмориста), не обходится без того, чтобы не попинать президента. Во-первых, политический контекст понятен всем. Во-вторых, смешное (по определению Бахтина) — это когда «низкое» и «высокое» меняются местами, когда профанации подвергается сакральное — церковь, парламент, правительство, королева, президент. Шутки про бабу Соню из Одессы смешны, конечно, но не очень, потому что бабе Соне не хватает сакральности.

Эволюция юмористических программ

Эволюция юмористических программ

1960-е

Время бурного развития телевидения, апробация новых жанров. В 1961-м вышел «Клуб веселых и находчивых» (первое название — «Вечер веселых вопросов»). Он шел в прямом эфире и строился на импровизации. Другой юмористический хит, «Кабачок „13 стульев”», напротив, снимался по сценарию и проходил цензуру. Наверное, поэтому и просуществовал целых 15 лет, до 1980-го, пока в Польше, представляемой в «Кабачке», не начались политические волнения.

1970-е

«Застой» в жизни и на телевидении. КВН закрыли. На всю страну — два штатных юмориста: Аркадий Райкин и Геннадий Хазанов (миниатюру про студента кулинарного техникума ЦТ показало в 1975-м). Бесспорный хит — «Вокруг смеха» — появился только в 1978-м и шел в записи. Ведущим был поэт-пародист Александр Иванов. На передачу приходили с готовыми номерами, но Иванов разбавлял сценарий импровизацией, колко комментируя произведения коллег.

1980-е

Юмору и импровизации открыли дорогу на ТВ. В 1986-м Александр Масляков возродил КВН. Программа шла в записи, номера придумывали профессионалы. На волне невиданного успеха команда «Одесские джентльмены» создала программу «Джентльмен-шоу», а кавээнщик Андрей Кнышев — популярных «Веселых ребят», поражавших не только остротой шуток, но и невиданными в то время телевизионными спецэффектами. В конце десятилетия появился «Аншлаг».

1990-е

Расцвет телевизионных юмористических программ. Разнообразие жанров: «Белый попугай» — актерские посиделки, «Куклы» — политическая сатира, «ОСП-студия» — пародийное шоу, «Осторожно, модерн» — театр-бурлеск, «Знак качества» — reality show, шутки обывателей, «СВ-шоу» — клон западного late night show. Самым популярным оставался «Аншлаг». Вдогонку ему Евгений Петросян создал «Смехопанораму», критикуемую за дурной вкус, но имевшую высокие рейтинги.

2000-е

Юмора много, импровизации почти нет. Шутки, как и при социализме, ограничиваются бытом. Первенство у канала «Россия», где шли шесть(!) высокорейтинговых проектов: «Смехопанорама», «Городок», «Кривое зеркало», «Сам себе режиссер», «Аншлаг», «Место встречи». Новые жанры появляются на дециметровых развлекательных каналах: на СТС — «Хорошие шутки» и «Шесть кадров», на ТНТ — Comedy Club в жанре stand-up comedy.

2010-е

Глоток свежего воздуха и перенасыщение. Телеканал ТНТ обрастает проектами, с уклоном на определенную категорию зрителей, например Stand-Up и Comedy Women. Появляется качественное шоу в стиле late night show — «Вечерний Ургант». Российское телевидение перенасыщается различного рода теле-проектами. Большой популярностью пользуются каналы на YouTube: +100500, ChebuRussia TV Pranks и т.д. Теперь своим чувством юмора может блистать каждый, достаточно иметь более-менее приличную камеру на смартфоне.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: история, Люди, Политика, Телевидение, Юмор

Еще нет комментариев

Добавить комментарий