Как стать Пикассо?

Как стать Пикассо?

Не обязательно родиться художником — достаточно освоить технику подделок. Это зло непобедимо, пока старинные картины продаются за миллионы долларов.

Зачем это делают?

Искусство подделывают потому, что спрос на старину значительно превышает предложение. Бороться с подделками все равно, что в большом спорте бороться с допингом. Французский Journal de l’Amateur d’Art как-то провел опрос, зачем люди покупают искусство. Примерно 25% респондентов видели в этом выгодное долгосрочное вложение капитала, 20% покупали ради дальнейшей перепродажи. На третьем месте стояло «желание украсить жилище». «Любовь к искусству» была только четвертой в списке мотиваций (17%). Коллекционирование произведений искусства — это такая же финансовая игра, как, скажем, покупка акций на бирже. Акции ведь тоже могут резко упасть в цене. Так и возможность наткнуться на фальшивое произведение — не неожиданность, а осознанный риск.

Как стать Пикассо?

«Подсолнухи» Ван Гога

Поддельные произведения находят владельцев в странах с бурно развивающейся экономикой, где новой финансовой элите требуется подтвердить свой высокий статус значимыми культурными приобретениями. Обмануть нуворишей нетрудно: они сами обманываться рады. В 1911 году трое итальянцев похитили из Лувра «Джоконду», изготовили шесть копий и под большим секретом продали все американским миллионерам. Никто из покупателей мошенников не выдал, ведь иначе картины были бы конфискованы. В 1987 году японская страховая компания Yasuda Fire & Marine Insurance заплатила рекордные $35 млн за «Подсолнухи» Ван Гога. В 2001-м авторитетный итальянский арт-журнал Quadriе Sculture предположил, что, скорее всего, эти «Подсолнухи» — подделка. Ван Гог написал четыре такие картины, их местоположение хорошо известно. Пятый вариант, очевидно, принадлежал кисти Гогена, которому «Подсолнухи» Ван Гога всегда нравились. Подтвердить гипотезу пока не удалось: компания отказывается отдавать картину на дополнительную экспертизу.

Техника

«Подделать можно любую картину,- считает известный московский художник Юрий Бурджелян — Я учился у Василия Николаевича Яковлева, академика, народного художника РСФСР, который в голодные 1920-е делал фальшивки. Он говорил: „В ГМИИ имени Пушкина три картины Коро (французский художник XIX века), и одна из них — моя”».

Люди, занимающиеся изготовлением подделок, хорошо разбираются в искусстве. Они изучают технику и стиль художника, которого хотят копировать, а также то, как этот стиль менялся со временем. Затем берут соответствующие материалы (старые подрамник и холст, изготовленные «под старину» краски и лаки) и пишут копию уже известного произведения или некие «вариации на тему». Потом картину искусственно старят: подвергают перепаду температур для образования трещинок и потемнения лаков, снимают с подрамника и скручивают трубкой, чтобы слой краски кое-где естественным образом облупился.

Создание фальшивки с нуля — процесс кропотливый и хлопотный, он длится до нескольких месяцев. Есть другой вариант: берется картина какого-либо последователя известного художника — и подделывается только подпись. Например, у Ивана Шишкина был ученик Андрей Шильдер, который точно копировал стиль своего наставника. Сегодня нередко работы ученика выдают за подлинники учителя.

Легенда

Следующий шаг — создание провинанса, т.е. истории, подтверждающей происхождение картины. Это как легенда шпиона: все должно выглядеть очень правдоподобно. Картину могут несколько раз продать через аукцион в России или за рубежом. Все это время авторство находится под вопросом: «Круг Айвазовского» (?) (т.е. его учителя или ученики) либо «Айвазовский» (?).

Третья ступень — получение экспертного заключения. Химико-технологическая экспертиза — это мощный барьер на пути фальшивок. Но выводы экспертов можно купить. Или как минимум по-своему их интерпретировать. Если фальшивка написана на холсте XIX века, то химический и прочие анализы подтвердят древность холста. Окончательный вердикт выносит искусствовед-знаток: он определяет авторство «на глазок», опираясь на интуицию, профессиональный опыт, химико-технологическое заключение и собственную порядочность. Картина, снабженная фальшивым заключением, продается в частные и корпоративные коллекции.

Как стать Пикассо?

Экспертиза

Это слабое звено русского антикварного рынка. У нас нет так называемого присягающего эксперта — человека, который бы своей репутацией и деньгами отвечал за атрибуцию художественных произведений, а следовательно — и за их стоимость. «Отсутствие присягающего эксперта — огромный недостаток,- говорит Валерий Дудаков, председатель Московского клуба коллекционеров — Вся экспертная работа переложена на плечи музеев. При этом музеи не несут материальной ответственности за невольные или сознательные ошибки. Бывает, отрицаются подлинные вещи, подтверждаются сомнительные. Не хочу сказать, что положение угрожающее, но проблема стоит достаточно остро».

На Западе по-другому: там, если эксперт и работает в музее, он все равно дает экспертизу как частное лицо.

Как стать Пикассо?

Как бороться?

Антикварный рынок, как и любой другой, сам себя регулирует. Изготовители фальшивок рискуют свободой и даже жизнью. В 1996 году копиист Эрик Хеборн опубликовал книгу Forgers Handbook — руководство по изготовлению подделок, где признался, что с 1950 года сделал более тысячи поддельных рисунков XV-XVII веков. Вскоре Хеборн был найден в Риме с проломленным черепом.

Антиквары и аукционные дома, дорожащие репутацией, выдают собственные «сертификаты качества»: если вдруг окажется, что произведение фальшивое, покупателю без лишней огласки вернут деньга.

Профессиональное искусствоведческое сообщество следит за чистотой своих рядов. Так, в 1990-е из Третьяковской галереи уволили начальника отдела, подтвердившего подлинность фальшивого Васнецова. Следует, однако, признать, что общество лояльно относится к изготовителям подделок, романтизирует их образ, видя в них эдаких Робин Гудов, наказывающих богатых.

Как стать Пикассо?

Как сделать фальшивку: краткая не подробная инструкция

Подрамник. Изготовить его можно из старых дубовых или сосновых досок с помощью топора и ножа, не прибегая к помощи современных рубанков. В углы подрамника вбиваются деревянные клинья для натяжения холста.

Холст, особенно если на нем лежит слой масляной живописи, через 70-80 лет «сгорает» — темнеет. Поэтому для фальшивки берут именно старые холсты, предварительно аккуратно очистив их от слоя краски.

Грунт делается из мела с добавлением казеина (сыворотка, оставшаяся после приготовления творога), костного или рыбного (вываренные хрящи осетровых) клея. Можно добавить мед или глицерин.

Живописный слой состоит из монохромного подмалевка, по которому потом проходят белилами для создания рельефа, множества полупрозрачных лессировочных слоев, обеспечивающих богатство колорита, и слоя лака.

Рама вырезается из дуба и покрывается сусальным золотом. На дубовый или сосновый багет можно нанести слой алебастра, на него — рельефный орнамент, покрыть все краской. Подделка рам — отдельное искусство.

Как продать фальшивку?

Как продать фальшивку?

1 шаг. Готовую подделку несколько раз перепродают через аукционы, в том числе за границей. В конце концов ее (якобы случайно) обнаруживает известный арт-дилер. В полотне он угадывает неизвестный шедевр.

2 шаг. Начинается установление авторства: выстраивают цепочку владельцев, выходят на пожилую женщину, которая (за умеренную плату) подтверждает, что картина 100 лет хранилась у нее дома и была семейной реликвией.

3 шаг. Картину показывают на ставках, снимки публикуют в печати, начинается дискуссия о ее происхождении. Высказываются разные точки зрения, но фамилия известного художника — возможного автора — звучит все громче.

4 шаг. Подтверждает, например, древний возраст холста. Авторство продолжает оставаться под вопросом. Знаток-искусствовед на глаз «распознает» руку великого мастера. Он может ошибаться искренне.

5 шаг. Картину продают в частную или корпоративную коллекцию. Событие широко освещают в прессе. Чем больше шума, тем меньше вероятность, что в будущем владелец сможет признать картину фальшивкой, а себя — обманутым.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Живопись, Искусство, советы

Еще нет комментариев

Добавить комментарий