крепостной театр в России

Каким был крепостной театр в России?

В России в XVIII веке почти в каждой богатой помещичьей усадьбе был свой театр. Играли в них крепостные актеры. Здесь устраивались оперные, балетные, драматические спектакли. Очень известными были крепостные театры графа Шереметева. В его подмосковных имениях Кускове и Останкине построили специальные театральные здания.

Труппа Останкинского театра была большой, в нее входило около 200 человек вместе с портными и парикмахерами. Граф Шереметев был человеком образованным, умным, увлеченным искусством, но одновременно очень суровым крепостником. Он безжалостно отбирал у крестьян детей для своего театра. Артистов жестоко наказывал и содержал впроголодь.

Спектакли оформлялись очень богато, с роскошью. Особенно хорошо была обустроена сцена с многочисленными приспособлениями для звуковых и световых эффектов. Все это придумывал и исполнял талантливый крепостной механик Пряхин.

На сцене Останкинского театра ставились оперы и балеты на классические темы. Репертуар был разнообразным. Крепостные актеры выступали в спектаклях любого жанра.

Просуществовал театр около десяти лет. Он возник по барскому капризу, а когда графу наскучило это занятие, то почти все актеры были переведены в лакеи.

И все-таки крепостной театр воспитал превосходных артистов. Крепостная Шереметевых Ковалева-Жемчугова была выдающейся драматической актрисой. Замечательная танцовщица Останкинского театра Шлыкова-Гранатова блестяще исполняла главные партии во всех балетах.

Судьбе крепостной актрисы и художника посвящен рассказ Н. Лескова «Тупейный художник». В нем описаны реальные события, произошедшие в крепостном театре помещика Каменского в городе Орле.

Вас это заинтересует:

Тэги: Искусство, Театр

Еще нет комментариев

Добавить комментарий