Баба-яга

Кто такая Баба-яга?

Кто-то об этом не догадывался, другие и думать забыли, но ведь изначально Баба-яга — это живой мертвец, хозяйка зверей, которая при случае ворует детей и лакомится человечиной. Ее образ насчитывает не одно тысячелетие и встречается в фольклоре всех народов. И везде она посредник между миром живых и миром мертвых. Баба-яга похожа на древнегреческого Харона — перевозчика душ умерших в подземное царство через реку Лету. Такой по-средник по природе своей должен принадлежать обоим мирам, именно поэтому его называют живым мертвецом.

Сказки точно сохранили описание атрибутов Яги, которые подтверждают ее двойственную природу. Ведь что такое сказка? Это сейчас она веселая книжка с картинками, детская литература, а в каменном веке она передавалась от поколения к поколению как инструкция по проведению обрядов, охраняющих жизнь. Сказки, где встречается Баба-яга, были руководством для путешествия живого в мире мертвых.

Вообще, если начать разбираться в происхождении родных нам сказочных героев, то окажется, что, во-первых, все они вышли из языческого прошлого, а во-вторых, среди них нет и не может быть положительных образов. Ведь после принятия Русью в 988 году христианства верховные славянские боги были изгнаны из народной культуры и впоследствии прочно забыты. Нетронутым церковью остался только пласт низших духов — «духов повседневности», с которыми человек находился в будничном контакте (домовые, лешие и т. п.).

Из-за примитивности и незатейливости духов церковь всегда смотрела на их существование сквозь пальцы, не обременяя себя заботой по выкорчевыванию этих образов из черных глубин народного бессознательного. Расслабило церковь и то, что для людей эти духи всегда были воплощением таких сил, как лес или вода, которые тысячелетиями считались враждебными человеку. Поэтому когда церковь обозвала их всем скопом чертями, народ, в целом, согласился. Все успокоились, а духи остались там, где и всегда были: рядом с людьми.

Не каждый профессор, читая внуку «Гуси-лебеди», отдает себе отчет в том, что фактически знакомит ребенка с народным «Некрономиконом» («Книгой мертвых»). Культура, в которой Баба-яга была всем тем неприличным, о чем мы тут говорили, давно мертва, как и сама Яга. Мы живем в мире, где леший и домовой давно уже не зловещие мертвецы, а медово-пряничные дедушки. Но реально только то, что у нас в голове.

 ©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Древняя Русь, Сказки

Еще нет комментариев

Добавить комментарий