Опасно ли переправлять нефть по морю танкерами?

Опасно ли переправлять нефть по морю танкерами?

Аварии нефтеналивных судов происходят регулярно — и не всегда обходится без серьезных последствий. Вспомним трагедию с танкером «Торри Кэньон», которая была далеко не первой аварией танкера. Зато «первый звонок» для человечества точно прозвенел — масштабы беды заставили людей задуматься о том, насколько опасны могут быть эти суда. Случилась несчастье в 1967 г. Вообще, этот год был крайне неудачным для судоходства. Тогда в различных районах океана погибло 337 судов, причем 15 из них исчезли бесследно.

В марте танкер «Торри Кэньон» возвращался с грузом нефти из Персидского залива. Это было одно из самых больших в мире судов — длина танкера почти 300 метров, а вмещал 117 тыс. тонн нефти.

трагедия с танкером «Торри Кэньон»

Утром 18 марта «Торри Кэньон» налетел на скалу Поллард Рок, находящуюся в 16 милях от побережья Корнуолла (Великобритания). Из разорванных цистерн судна полилась нефть, и несмотря на то, что к месту аварии прибыли корабли с детергентом (специальным химическим веществом, которое должно «связать» и осадить нефть), вокруг танкера начало расплываться ядовитое пятно.

К 21 марта нефть распространилась на площади 100 квадратных миль, причем огромное пятно двигалось по направлению к Англии. Несколько попыток стащить танкер со скал с помощью буксиров закончились неудачей. В машинном отделении произошел взрыв, и один из трех членов экипажа, оставшихся на танкере, погиб.

27 марта танкер, который постоянно било волнами о скалы, развалился пополам.

Нефтяное пятно тем временем достигло Корнуолла — крупнейшего британского курорта. На протяжении почти 100 км пляжи оказались залиты нефтью. Спасательную операцию было решено прекратить. Британская авиация начала бомбардировку остатков танкера с целью поджечь и уничтожить нефть.

трагедия с танкером «Торри Кэньон»

С неба падали ракеты и бомбы, пятно поливали авиационным бензином и даже напалмом (зажигательная смесь, используемая в военных целях; не тушится водой и прожигает дметаллические конструкции). Возник международный скандал — правительство Великобритании ранее заявляло, что не производит и не хранит напалма. Над местом трагедии поднимались густые столбы дыма, но выжечь нефть так и не удалось.

А на побережье люди очищали от нефти пляжи и спасали водоплавающих птиц, перья которых склеились от нефти. Были задействованы тысячи людей — солдаты, пожарные, добровольцы из гражданского населения. Пляжи Корнуолла были очищены только к июлю, а курорты заработали лишь к концу лета. Очищать побережье от нефти пришлось и во Франции.

Случай с «Торри Кэньоном» не забыт и по сей день. Но уже через два года — в 1969 году — затонул танкер «Марпесса», который был почти вдвое больше «Торри Кэньона». На счастье, он только направлялся в Персидский залив, и нефти на борту не было.

греческий танкер «Престиж»

В ноябре 2002 года греческий танкер «Престиж» потерпел катастрофу у берегов испанской провинции Галисия.

Он шел из Латвии в Гибралтар с 77 тысячами тонн мазута на борту. Во время сильного шторма в корпусе судна появилась широкая трещина. Мазут хлынул в открытое море. Было принято решение отбуксировать аварийное судно подальше от берега. «Престиж» удалось отвести на 133 морских мили (250 км) от побережья, где судно переломилось на две части и затонуло. Впоследствии испанское военное командование признало, что намеревалось поднять самолеты, которые должны были разбомбить и поджечь «Престиж». Однако после того как судно затонуло, от этой идеи пришлось отказаться.

В итоге в трюмах танкера, лежащего на глубине 3,5 км, осталось более 20 тысяч тонн нефтепродуктов. С помощью батискафов удалось залатать пробоины на затонувших частях танкера, чтобы остановить загрязнение моря. На поверхности с нефтяными пятнами боролись суда-нефтесборщики Испании, Бельгии, Великобритании, Дании, Франции, Германии и Нидерландов.

На побережье — а всего в Испании, Португалии и Франции было загрязнено около 1000 км — работали войска, пожарные и добровольцы.

опасность танкеров

За катастрофу «Престижа» пришлось заплатить высокую цену. Погибли тысячи птиц. Нефтяные пятна достигли уникальной экологической зоны Испании — Риас-Бахас. Этот район богат рыбой и моллюсками, здесь собирают 80% всех мидий, употребляемых европейцами. Общая сумма ущерба составила, по некоторым оценкам, почти миллиард евро.

Итак, сейчас человечеству ясно, что транспортировка нефтепродуктов судами — дело рискованное и чревато большими неприятностями. Что же люди могут противопоставить опасности?

Опасно ли переправлять нефть по морю танкерами?

Есть несколько методов борьбы с разлившейся по воде нефтью. Самый простойэто установка переносных плавучих заграждений (их еще называют боновыми). Главная их задача — локализовать нефтяное пятно, помешать его распространению и перемещению. Основной же недостаток боновых заграждений — они не дают стопроцентного эффекта, а устанавливать их трудно, особенно при волнении моря, а тем более — в штормовую погоду. К тому же, чем больше нефтяное пятно, тем труднее его окружить «плавучим забором».

Нефтесборщики

Мы уже упоминали о судах-нефтесборщиках и детергентах. Теперь расскажем об этих средствах борьбы с разлившейся нефтью чуть подробнее. Нефтесборщики — специальные суда, оснащенные скиммерами, — устройствами для сбора верхнего слоя воды вместе с нефтяной пленкой. В случае крупных катастроф, когда специализированных нефтесборщиков не хватает, задействуются подвесные скиммеры, которые крепятся на рыболовецкие и транспортные суда.

Детергенты — химические вещества, распыляемые над нефтяным пятном. Когда детергент попадает в нефть, та превращается в плотное вещество, которое тонет в воде. Здорово! Нет, не очень. Детергенты ядовиты. Плавающая на поверхности нефть не причиняет вреда живущим в глубине морским организмам. А вот когда скованная детергентом нефть идет ко дну, она несет с собой смерть обитателям мелководья, которые слишком медлительны, чтобы спастись бегством. Как выяснили ученые после катастрофы «Торри Кэньона», нефть и детергент в сочетании гораздо более ядовиты, чем порознь. На восстановление животного и растительного мира побережья в тех местах, где нефть выбросило на берег, ушло около двух лет. А там, где применяли детергент, флора и фауна возродились лишь десять лет спустя! Противоядие оказалось хуже яда. В ряде стран сегодня использование детергентов запрещено.

Но, конечно, гораздо лучше предотвратить катастрофу, чем ликвидировать ее последствия.

супертанкер «Эксон Вальдез»

После того, как в 1989 году супертанкер «Эксон Вальдез» сел на мель в проливе Принца Уильяма у Аляски, вылив в море 50 тысяч тонн нефти, судостроители решили уменьшить вероятность таких аварий. Корпуса новых танкеров стали делать двойными. Принятый в США закон требовал, чтобы к 2015 году все плавающие в водах США танкеры имели двойной корпус. После аварии танкера «Престиж» аналогичное законодательство появилось и в Евросоюзе.

Конечно, двойной корпус судна надежнее в случае столкновения. Но противники законодательства о двойных корпусах приводят свою статистику. С 1995 по 2001 год в море ежегодно разламывались или были близки к этому в среднем по 408 танкеров. При этом столкновения стали причиной аварий только в половине случаев. Другая половина — на счету коррозии. Проржавевшие суда разваливались сами по себе. И как считают некоторые ученые, на «двойных» танкерах корпус ржавеет гораздо быстрее.

В морской воде ржавчина съедает до 0,1 мм стали в год. Но в танкерах коррозия может идти в пять, десять и даже в тридцать раз быстрее. Для этого есть несколько причин.

Когда танкеры пусты, их заполняют водой для остойчивости. Морская вода превращает резервуары в огромные электрические батареи: между железом и другими, содержащимися в стали химическими элементами возникает слабенький, но опасный электрический ток. Нет-нет, этим током нельзя никого убить. Зато он значительно ускоряет процесс коррозии металла и образование ржавчины. А когда резервуары заполнены нефтью, из нее выделяются так называемые кислые газы — продукты реакций между нефтью, кислородом и водой. На верхнем своде резервуара появляются капли кислоты, разъедающей металл.

В любой нефти есть вода.Она, как более тяжелая, опускается на дно резервуара. В воде размножаются микробы, поедающие нефть и выделяющие кислоту, которая разъедает днища танков со скоростью до 2 мм в год. Отдельные микроорганизмы научились даже поедать антикоррозионное покрытие.

Это относится ко всем танкерам. А к «двойным» — в особенности, так как двойной корпус действует как стенка термоса, не давая морской воде охлаждать содержимое танков.

В тепле коррозия идет быстрее! Ее скорость увеличивается вдвое с повышением температуры на каждые 7 градусов. Проверять же состояние металла в пустотах между двумя корпусами крайне трудно.

Чем больше танкер, тем дешевле обходится транспортировка нефти. И тем больше нефти попадет в море в случае аварии. Пока человечество только ищет выход из этого тупика, стараясь гарантировать максимальную безопасность танкерным перевозкам.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Технологии, Экология

Еще нет комментариев

Добавить комментарий