Почему будущее за высокоскоростными поездами?

Почему будущее за высокоскоростными поездами?

Примерно пятьдесят лет назад, в 60-е годы прошлого века, в индустриально развитых и густонаселенных странах, таких как, например, Япония и Франция очень остро встала проблема транспорта. Нет, в средствах передвижения недостатка не было. Многие семьи в этих странах уже обзавелись автомобилями, между городами и континентами курсировали комфортабельные авиалайнеры. Дело однако было в том, что и автомобили, и самолеты имели свои достоинства и недостатки.

Автомобилей стало так много, что им уже не хватало места на автострадах. Появились пробки, которые растягивали на долгие часы путешествие даже на небольшие расстояния. Кроме того скопления автомобилей наносили и наносят большой вред окружающей среде.

Авиалайнеры, конечно, дают ни с чем не сравнимый выигрыш в скорости, но ведь аэропорты обычно строятся далеко от центров городов – кому понравится жить и работать под жужжание винтов и рев турбин? А значит, до аэродрома еще надо добраться, прихватив с собой при этом тяжелый багаж. И опять на автомобиле. А вдруг на пути пробка? Ведь самолет не будет ждать.

Иными словами, появилась необходимость в создании нового транспортного средства, которое позволяло бы перевозить большие количества людей на сравнительно дальние расстояния, обеспечив им при этом высокую скорость и комфорт. Нужен был конкурент самолетам и автомобилям. Может быть это железная дорога?

Нет, в поезда, движущиеся на колесах по стальным рельсам, никто особенно не верил. Многим казалось, что обычная железная дорога за полтора столетия своего существования показала все, на что была способна. Альтернативным транспортом будущего считались поезда на магнитной и воздушной подушках. Куда там этим старым добрым рельсам?

Однако так думали не все. Уже в 60-е годы специалисты Национальной железнодорожной компании Франции (SNCF) задумались над созданием высокоскоростных поездов. Эти поезда двигались бы по новым, специально приспособленным для высоких скоростей рельсовым путям. При этом они могли бы ездить и по старым железным дорогам, а значит, привозить пассажиров на обычные вокзалы, удобно расположенные в центральных частях городов. Вот оно – сочетание скорости и удобства.

Высокоскоростной поезд TGV001

Высокоскоростной поезд TGV001.

Первый опытный образец поезда, созданного в рамках программы TGV (французское сокращение, расшифровывающееся как «Высокоскоростной поезд») назывался TGV001 и был построен компанией Альстом в 1971 году.

TGV "Зюд-Эст" (Sud-Est)

Высокоскоростной поезд TGV «Зюд-Эст» (Sud-Est).

Только десять лет спустя, в 1981 году, было открыто для пассажиров движение по высокоскоростной линии, соединяющей города Париж и Лион. Поезд нового поколения TGV «Зюд-Эст» (Sud-Est) приметного оранжевого цвета понес пассажиров со скоростью 270 километров в час. С этого времени сеть таких дорог во Франции стала бурно развиваться.

поезд TGV "Атлантик" (Atlantic)

Высокоскоростной поезд TGV «Атлантик» (Atlantic).

В 1989 году появилась новая линия и новый поезд TGV «Атлантик» (Atlantic). Мало того, что его рабочая скорость выросла до 300 километров в час, так этому поезду принадлежит мировой рекорд скорости. 18 мая 1990 года он разогнался до 515 километров в час. Правда, пассажиров на «Атлантике» не было. Перевозить с такой скоростью людей пока считается очень опасным.

Высокоскоростные поезда быстро набирали популярность. Людям понравились просторные удобные вагоны, в которых не трясло и не укачивало, в которых было тихо и можно было легко переходить из вагона в вагон. Расстояние в 1000 километров поезд покрывал за 4 часа. Да это медленнее, чем на самолете, зато более комфортно и нет нужды в утомительных поездках в аэропорт и обратно.

TGV "Дуплекс" (Duplex)

Высокоскоростной двухэтажный TGV «Дуплекс» (Duplex).

И к чему это привело? К тому, что на некоторых линиях поездов стало не хватать, хоть и шли они почти один за другим. Тогда в 1996 году на линии вышел новый поезд – TGV «Дуплекс» (Duplex)первый в мире двухэтажный высокоскоростной поезд.

Поезд "Евростар" (Eurostar)

Высокоскоростной поезд «Евростар» (Eurostar).

Евростар. Поезд «Евростар» (Eurostar) отправился в свое первое путешествие через тоннель под Ла-Маншем, (он соединяет Англию и Францию) в 1994 году. У поезда 20 вагонов и он весит 816 тонн. «Евростар» может перевозить до 800 пассажиров и на пути между Парижем и Лондоном или Парижем и Брюсселем развивает скорость до 300 километров в час. Поезд толкают вперед 12 электромоторов, которые установлены внутри моторных тележек.

Тележки электропоезда. Тележка высокоскоростного поезда – очень сложное устройство. На своей прочной стальной раме она несет электромоторы, коробки передач, тормозную систему и систему мягкой подвески вагонов. На поезде «Евростар» – всего шесть таких тележек: по две под головным и хвостовым моторными вагонами и по одной на каждом из прицепных вагонов, соседствующих с моторным. Все остальные тележки, на которых стоят прицепные вагоны – несут на себе только систему подвески. На «Евростаре», как и на других высокоскоростных поездах соседние вагоны опираются на общую тележку. Это помогает уменьшить вес поезда, снизить шум и улучшить аэродинамические качества состава.

Синкансен JR500"

Высокоскоростной поезд Синкансен JR500″.

Французские поезда TGV известны во всем мире. Однако все же первыми создателями высокоскоростных железных дорог стали японцы. Именно в Стране восходящего солнца в 1964 году открылась первая линия «поезда-пули» – экспресса «Синкансен». Правда первые «синкансены» были относительно «тихоходными»их скорость не превышала 210 километров в час. Но сегодня, подобно своим европейским собратьям, японские экспрессы везут пассажиров со скоростью 300 километров в час, а японский рекорд скорости составляет 443 километра в час. Сеть «Синкансен» постоянно расширяется и уже связывает город Кагосиму на самом южном острове Кюсю со столицей самого северного острова Хоккайдо – городом Саппоро.

А не опасно ли ездить на высокоскоростном поезде? Как показала история такие поезда – один из самых безопасных видов транспорта. Ни во Франции, ни в Японии за все время на скоростных линиях не произошло ни одной аварии, которая повлекла бы за собой человеческие жертвы. Картину омрачает лишь одно происшествие, случившееся в Германии 3 июня 1998 года (фотографии выше). Тогда междугородний экспресс на скорости 200 километров в час сошел с рельсов и врезался в мост. В тот раз погибло 102 человека, а мир в очередной раз задумался о том, что высокая скорость – это все-таки и высокий риск.

В каких странах ездят сегодня высокоскоростные поезда? Если считать главным признаком такого поезда рабочую скорость 300 километров в час и больше, то таких стран не так уж много. Это:

  • Франция;
  • Япония;
  • Италия;
  • Испания.

В Англию и Бельгию из Франции приезжает поезд «Евростар», но на внутренних линиях этих стран такие поезда не используются. Недавно новое поколение «междугородних экспрессов», способных развивать скорость до 330 км/ч, создано в Германии.

Высокоскоростной поезд Германии ICE.

Высокоскоростной поезд Германии ICE.

Есть подобные проекты в США, Южной Корее, Австралии. С 90-ых годов прошлого века стал обсуждаться проект создания высокоскоростной магистрали в России. Она должна была соединить Москву с Санкт-Петербургом.

Высокоскоростной поезд России "Сапсан".

Высокоскоростной поезд России «Сапсан».

Была создана специальная компания, начали строиться заводы для производства поездов (наиболее удачными прототипами Российских выскоскоростных поездов были модели «ЭР-200″ и «Сокол 250″, например Сокол можно увидеть в музее РЖД на Рижском вокзале). Но, в конечном итоге, решено было закупить высокоскоростные поезда у компании Siemens, а не налаживать свое производство.

"ЭР-200" и "Сокол 250"

Российские высокоскоростные поезда «ЭР-200″ и «Сокол 250″.

На сегодняшний день поезда с гордым названием «Сапсан», «Ласточка» и «Чиж» курсируют с максимальной скоростью (насколько это возможно с Российскими железными дорогами):

  • Москва-Санкт-Петербург
  • Москва-Нижний Новгород

Есть также маршруты и в другие города, но с минимальной скоростью. Сеть высокоскоростного железнодорожного сообщения планируется развивать по территории всей России (см. иллюстрацию ниже).

Карта развития сети ЖД высокоскоростных электропоездов в России.

Карта развития сети ЖД высокоскоростных электропоездов в России.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Тэги: Европа, Технологии, Транспорт

Еще нет комментариев

Добавить комментарий